17 марта 2007
5359

Андрей Бунич: Начинать нужно с головы

Постарайтесь вспомнить: давно ли вы встречали настоящего почтальона? Такого вот классического: с большой сумкой, из которой торчат уголки писем, или с какой-нибудь бандеролью в руках. Вполне возможно, это было очень давно. Если задуматься, странно: из нашей жизни исчезают такие знакомые вещи, а мы даже не замечаем этого. Пожалуй, ответом на все это будет одно слово: прогресс. Плох или хорош, он безжалостно вычеркивает из нашей жизни письма, телеграммы, бандероли, заменяя их на e-mail, факсы, электронные подписи... Мыслями о том, какие перспективы у российской почтовой службы в условиях глобализации делится наш сегодняшний собеседник, Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей БУНИЧ.

- Андрей Павлович, Вы неоднократно заявляли о том, что Россия сможет совершить большой скачок в развитии при условии создания экономики высокотехнологичных отраслей. Сможет ли, на Ваш взгляд, отрасль связи выступить своеобразным локомотивом, способным вытянуть экономику страны на качественно новый уровень?

- Суть моей идеи проста: я считаю, что скопленные страной нефте- и газодоллары не нужно держать в стабилизационных фондах. Намного эффективнее инвестировать в приоритетные национальные проекты, связанные с развитием технологий. Реалии таковы: сегодня любое экономически развитое общество опирается на информационные технологии. В основе любого валютного рынка лежит связь - непрерывные технологические решения, которые позволяют экономике работать в режиме online. Экономика в широком смысле слова стала исключительно технологична: виртуальные счета, виртуальные деньги, различные электронные биржи - все это прочно связано в единую систему. На бирже основную роль играют не кричащие брокеры, а специально настроенные роботы, которые реагируют на любое колебание системы. Таким образом, качественные технологии связи играют исключительно важную роль в поднятии как российской, так и мировой экономик. И не стоит удивляться, что малейшее изменение одной точки немедленно влияет на все сегменты мировой экономики, которая приобрела транснациональные черты. Соответственно, те, у кого связь более современна, автоматически выигрывают на этом рынке; они заведомо быстрее принимают решения инвестиционного, валютного, финансового характера, и конкурентам со слабыми технологиями невозможно угнаться за лидерами, они в любой ситуации, не обязательно кризисной, будут на шаг позади. Еще 10-15 лет назад, когда наша экономика стояла особняком в мировом ряду, это еще могло как-то скрадываться, не замечаться.

Я убежден, что мы не можем позволить себе существовать в экономическом вакууме. У российской экономики только один путь: интегрироваться в мировую экономическую систему, другого просто не дано, тупик. К тому же, у нас есть для этого все возможности - как финансовые, так и интеллектуальные. Но следует помнить, что интегрироваться можно только с адекватными мировым информационными технологиями, иначе в этой игре мы проиграем. Выровнять ситуацию можно при относительно небольших вложениях - порядка 10-30 миллиардов долларов. Поверьте, это того стоит, такие инвестиции реально способны повысить уровень развития и конкурентоспособность российской экономики в несколько раз.

- Если говорить конкретно о почте, то каково ее значение в развитии отрасли связи России?

- Почтовую службу России нельзя рассматривать в отрыве от мировых информационных систем, так как в эпоху глобализации все везде развивается примерно одинаково, возможны лишь некоторые национальные нюансы. А современные тенденции общества неумолимы и беспристрастны: почта и телеграф в классическом своем виде фактически перестают существовать. Причина банальна: ну не пишут люди письма, ведь куда удобнее и быстрее просто позвонить или написать e-mail. Например, в Германии последняя телеграмма была отправлена около трех лет назад. Однако не стоит печалиться о том, что традиционные сервисы умирают, это обычное следствие прогресса. Лучше думать о том, как грамотно этим воспользоваться.

Считаю, что одной из серьезных проблем российской почты является нехватка квалифицированных кадров. Структуре явно нужны свежие молодые силы, способные принести и культивировать западные стандарты обслуживания на российской почве.

На мой взгляд, почтовая служба также нуждается в грамотном пиаре, особенно среди молодежи. Это нам при слове "почта" сразу приходит на ум высокая фигура с объемной, полной писем сумкой через плечо, а 18-20-летние такого уже не застали. Какой же, скажите, ждать активности от этого сегмента населения, если они и почтальона-то настоящего в глаза никогда не видели?

- Ваше мнение: какие направления деятельности Почты России нужно развивать в первую очередь?

- Мы сейчас четко наблюдаем попытки кастомизировать почту - это и выпуск собственных почтовых марок, и создание пунктов коллективного доступа в Интернет, и другие проекты. Это, вне всякого сомнения, положительные шаги, их можно только приветствовать, но таких усилий мало.

Я вижу будущее Почты России в коренной переориентации - ей просто нужно стать российским аналогом Federal Express с огромной территориальной структурой и напрямую выйти на рынок адресной доставки. Не секрет ведь, что частенько почта отсылает корреспонденцию, причем часто важную, по известному чеховскому принципу "на деревню дедушке". Ей давно пора отказаться от своего самого слабого звена: архаичных почтовых ящиков, на смену которым в мире давно пришла доставка товаров "от двери до двери". Уже не нужно никуда идти, чтобы отправить другу редкий компакт-диск или получить от бабушки пять банок вишневого джема - компания сама пришла в наш дом и офис. Повторюсь: в нашу информационную эпоху на первый план в конкурентной борьбе выходит ресурс времени: выживает быстрейший.

Нужно четко понимать, что вопрос стоит крайне жестко: либо Федеральная почтовая служба будет меняться и глобально модернизировать систему и принципы работы, либо в конкурентной борьбе она просто-напросто уступит мировым лидерам едва ли не самый перспективный в мире российский рынок.

- Известно, что основной движущей силой для создания экономики высокотехнологичных отраслей должна стать конкуренция. Как Вы оцениваете возможности Федеральной почтовой службы занять в такой конкурентной борьбе достойное место?

- Сложный вопрос. Мне кажется, худой мир всегда лучше доброй ссоры. И для Почты России в частности куда эффективнее будет наладить взаимовыгодные партнерские отношения с гигантами мировой доставки товаров, став своего рода системным интегратором на рынке услуг связи. Уверен, что эти совместные усилия не замедлят положительно сказаться на уровне обслуживания населения.

Большим козырем "Почты России" в завоевании рынка мне видится людской кредит доверия, особенно старшего и среднего возраста. Ведь любому новому игроку придется завоевывать это доверие с нуля.

Для почты сейчас очень важно реагировать на любые "звоночки" времени - стремительный рост рынка интернет-торговли и доставки товаров, Wi-Fi, использовать свои колоссальные возможности охвата территории, прежде всего в глубинке; все это нужно делать сегодня, сейчас, пока туда не пришли такие мобильные операторы, как FedEx или DHL. Ведь сейчас огромное количество людей совершают покупки всевозможных вещей в Интернете, в том числе на зарубежных сайтах, а система доставки товаров нередко очень хромает - нет единого мощного и надежного оператора. Если все хорошо посчитать, то выгоднее заказать, к примеру, 10 книг на сайте, заплатить за их доставку те же 40 долларов и быть уверенным, что в четко указанные сроки книги к нам придут, чем тратить уйму времени на поездки по московским книжным магазинам.

Кроме того, уже никак нельзя списывать со счетов сельского жителя, - мол, там только старики, они бесперспективны в плане платежеспособности и для чего им высокие технологии вроде интернета c Wi-Fi. Для современной России это уже не актуально: в деревнях, помимо стариков, живут вполне состоятельные люди, которые готовы платить за качество и оперативность доставки, не обращая особого внимания на цену.

- Какова же роль государства в предложенной Вами модернизации деятельности почтовой службы?

- Бесспорно, без поддержки со стороны государства никакие благие начинания Федеральной почтовой службы не воплотить. Необходимо выстроить совершенно новую систему логистики, закупить те же средства доставки - автомобили, самолеты, обучить людей. Конечно же, все это требует весьма серьезных инвестиций. Но даже это, на мой взгляд, не главное - начинать нужно с головы, с волевого решения руководства почты: да, мы сможем гарантировать сроки доставки, да, мы отвечаем за качество, да, мы готовы меняться. Только тогда из этой идеи будет толк.

Резюмируя, отмечу: положительных примеров, как можно выйти на качественно новый уровень развития, хватает. Просто нужно сделать первый шаг.

Глеб Трофимчук

Опубликовано в журнале "Почта России"
март 2007
http://bunich.ru/article/index.php?id=100

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован