01 апреля 2008
1199

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий: Русь Святая, храни веру Православную!

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий.

(Пс. 126, 1)

"Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж", - говорит святой пророк и псалмопевец Давид. "Без Бога - ни до порога", - говорит русская пословица. Руководствуясь этими высочайшими принципами, возлагая упование на помощь Божию, жила и не один век развивалась Святая Русь.

Отрыв от духовных основ исторического бытия неизбежно повлек за собой всесторонний, всеохватывающий кризис нашего общества. Ведь народ, не имеющий осмысленного понимания своей исторической судьбы, своих святынь и традиционных идеалов, не может нормально существовать и развиваться, так же, как человек, лишенный памяти, не может полноценно жить. Историческая память является основообразующим фактором для любой нации наравне с ее языком и культурой. Всякие попытки исказить историю народа, подстроить ее под ту или иную идеологию неизбежно влекут за собой нестроения и мировоззренческую дезориентацию. И вот сегодня наша нация буквально на глазах деградирует в сетях наркомании и алкоголизма; аборты, ставшие нормой в глазах общественной морали, - одна из основных причин падения рождаемости; социальная незащищенность нуждающихся слоев населения возымела следствием тотальное обнищание; утрата стимула к труду на благо Отечества, махинации, экономические преступления породили упадок как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Отечество наше переживает сейчас далеко не лучшие времена. Слава Богу, прекращены тяжелейшие гонения на Церковь, в которых сонмы новомучеников и исповедников Российских кровью засвидетельствовали свою веру во Христа. Божией милостию мы стали свидетелями грандиозного общероссийского возрождения попранных святынь Православия. Но, по слову Святейшего Патриарха Алексия II, гораздо более сложной и ответственной задачей является возрождение "поруганных за 70 лет безбожия душ человеческих".

Так что же необходимо понять нам сегодня, на переломном этапе истории России? Что мы можем и должны изменить в своем сознании и окружающей нас действительности?

Для ответа на эти вопросы необходимо глубочайшее понимание мировоззрения нашего народа, а также осознание объективных законов духовного бытия как отдельной человеческой личности, так и всего общества.

Великий русский писатель и мыслитель XIX в. Федор Михайлович Достоевский писал: "Если Бога нет, то можно оправдать всякое преступление". Насколько ясное и отчетливое понимание самой сути проблемы! Вот раскрытие генетической близости русской души и того, что проповедано во Святом Евангелии. Высота Христовых заповедей - вот мера глубины русской души, русская душа - полнейшее вместилище, способное всем сердцем принять Христа, принести к Его ногам все свои чувства и порывы без остатка.

Все факты истории нашего государства, важность которых так активно отрицалась идеологами ушедшего века, свидетельствуют о том, что всеми своими лучшими достижениями, начиная с самой государственности и заканчивая высшими проявлениями творческого и патриотического духа, русские обязаны своей отеческой вере, своему Православию. Крещение Руси и последовавшее за ним кропотливое церковное воспитание поставили перед каждым человеком особую цель: насколько это возможно падшей человеческой душе, воплотить в жизнь чистоту и праведность Божественных истин.

И в период междоусобных княжеских распрей во времена татаро-монгольского ига, а затем и в эпоху Смутного времени объединяющим, примиряющим, сплачивающим фактором становился голос Церкви, голос Русского Первосвятителя. И ныне только возвращение к нашей исторической, отеческой вере может стать гарантом национального оздоровления и возрождения; только Православная Церковь может стать опорой России, ее духовной основой, потому что она наиболее ярко и полно выражает религиозное, морально-этическое мировоззрение русского человека. Церковь - единственный общественный институт, авторитет которого растет, несмотря на огромные масштабы духовной агрессии, предпринятой против России. Нам необходимо всегда помнить, что наше Отечество ценой неимоверных жертв и страданий отстояло духовную самобытность.

Вскормленный Матерью-Церковью, напоенный от кладезя воды живой Христова учения, наш народ, покинув Дом Отчий, оказался "на стране далече". Сейчас нам необходимо ясное понимание того, что нынешний кризис есть не из ряда вон выходящее явление, а исторически обусловленная закономерность. Хотя велики сегодня наши трудности, но, обратясь к помощи Божией, мы способны преодолеть их, как это уже не раз бывало на нашей земле.

XXI век начался во всем мире, в том числе и у нас, под лозунгами демократии, либерализма, нового мирового порядка. Это уже не социализм с его борьбой против "опиума для народа", но наша ли это идеология? Способна ли она разбудить и задействовать то лучшее, что есть у нас? По слову Святейшего Патриарха Алексия II: "У каждого народа есть собственное лицо, уникальный душевный склад, неповторимый характер. И Церковь знает: без Православия России не возродить в полной мере своего истинного достоинства, своего исконного величия".

Так что же должны мы сегодня решить в отношении того, что предлагает нам Запад? Имеем ли мы этому какую-либо альтернативу?

Основные понятия, которыми оперирует современная западная идеология, - свобода и право, они абсолютизируются. Но какая свобода признается спасительной православным сознанием? Та свобода, которая дается через самоограничение личности, т.е. свобода от греха. В понимании же современных западников существует другая свобода - свобода личного произвола, максимально возможная самореализация личности во грехе, ограничиваемая лишь такими же эгоистическими "свободами" окружающих. Здесь нет места самопожертвованию, здесь нет гарантии честности и преданности делу Отечества со стороны тех, кто отвечает за управление обществом. Не правовой гарантии - отнюдь! - высшей гарантии, той, которую может дать лишь внутренний духовный мир человека.

Такому принципу государственного устройства русский философ Владимир Соловьев противопоставил принцип "диктатуры совести". Это не внешнее воздействие, обусловленное физическим или правовым фактором. Это как раз то состояние души каждого члена общества, которое необходимо для существования государства, организованного на принципах высшей христианской нравственности.

Таким образом, лишь глубокое понимание необходимости восприятия этой "диктатуры совести" нашей жизнью, лишь возвращение к историческим корням бытия нашего народа могут стать условием нашего возрождения, условием исполнения пророчеств святых о славе нашего Отечества. Путь к этому возрождению видится в традиционной, но не оторванной от современной реальности православной системе всестороннего образования. Будущее нашей Родины, ее завтра принадлежит нашим детям, их воспитание - в наших руках сегодня.

01.04.2008
www.samara.orthodoxy.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован