Эксклюзив
15 сентября 2009
5647

Дмитрий Шишкин: Современная Россия и реальность развития

Последние инициативы Президента РФ Д.А. Медведева, отраженные в программной статье "Россия вперед!" и проведение Международной конференции "Современное государство и глобальная безопасность", посвященной обсуждению основных контуров посткризисного мира, несомненно, могут стать отправной точкой и реальной возможностью для осуществления качественно новой и более эффективной политики. В настоящей статье мы не будем прибегать к повторному изложению озвученных проблем, а попробуем обозначить основные векторы, в которых было бы возможным осуществление дальнейшей дискуссии, чтобы обеспечить реальность сделанных стратегических инициатив.

Во-первых, это признание необходимости структурного усложнения политики, необходимость проведения "умной политики", которая включает, как процедуры интеллектуального сопровождения практической политики, так и процедуры согласования основных позиций политических субъектов в условиях динамичного политического процесса. Необходимость качественного усложнения политики подразумевает два важных практических следствия:
а) Переосмысление основных политических ресурсов и используемого политического инструментария, подразумевающего отход от силы и насилия, как ключевых политических ресурсов. Прежде всего, это значит необходимость формирования новой политической культуры, основанной на использовании интеллектуальных инструментов осуществления современной политики;

б) Признание развития в качестве политической ценности, означающее переосмысление сущностного содержания политической практики. Данный вектор потребует специального обсуждения содержания современной политики, ориентированной на открытость и проявление реальной политической воли в решении как собственных, так и общих проблем.

Во-вторых, важным вектором дальнейшей дискуссии могут стать вопросы о субъекте развития, а также вопросы о механизмах вовлечения общества в процессы развития. Вопрос о субъекте развития предполагает обсуждение возможностей осуществления политической практики путем наращивания человеческого капитала или воспитанием особого "класса развития" или креативного класса, который способен эффективно реализовывать стратегические цели развития в сложных динамичных и меняющихся условиях. В свою очередь, вопрос о механизмах вовлечения общества в процессы развития предполагает необходимость культурного синтеза, обеспечения преемственности развития, а это означает не просто возможность согласования интересов разных общественных групп, но и создание коридоров реального участия общества в реализации политики развития.

В-третьих, крайне важно отметить, что выдвинутые Президентом Д.А. Медведевым инициативы стали по-настоящему стратегическими, поскольку затронули не только вопросы внутреннего переустройства, но послужили первым шагом для обсуждения принципиально новой модели посткризисного мирового развития. Специально выделенные Президентом вопросы выработки принципов современной политики, подразумевают отход от неэффективных моделей и форматов международных отношений, требует отказа, как от идеологических химер, так и от чрезмерного эгоизма интересов в политической практики. Крайне важно указать на то, что "умная политика" имеет в виду более длинные периоды реализации, а значит, подразумевает задание совершенно других горизонтов политического мышления и осознание собственной ответственности, позволяющей избежать в будущем сложных кризисов и катаклизмов, то есть осуществление политики на качественно новом уровне.

В завершение настоящей статьи, еще раз следует отметить необходимость дальнейшей общественной дискуссии в рамках реализации стратегических инициатив Президента.


15.09.2009
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован