Эксклюзив
26 июня 2009
6561

Дмитрий Шишкин: Современные тенденции развития политической этики

Изучение проблем и тенденций развития политической этики, требует решения непростых исследовательских задач, поскольку необходим целостный анализ ситуации, выделение исторических этапов и позиций конкретных авторов, взгляды которых являются определяющими для этих этапов. При этом крайне важно избежать представления о том, что исследование политики и морали формируют особое, независимое знание, это практически во всех случаях приводит к замыканию исследования и препятствует целостному пониманию проблем исследования.

По причине того, что цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать современные тенденции развития политической этики, настоящая работа будет состоять из нескольких частей: краткого анализа состояния теоретического знания и собственно анализа современных тенденций развития политической этики.

Теоретическое многообразие и плюрализм в определении соотношения морали и политики не позволяют определить общий смысл и осуществить понимание этих проблем. Эта ситуация определяется наличием множества школ, методологий и теоретических концепций, одновременно существующих и конкурирующих в разных научных трудах и практической политической деятельности.

В силу большой сложности вопросов политики и морали, проблем их соотношения следует отметить тот факт, что теоретическое исследование этих проблем развивается по двум основным направлениям.

В рамках первого направления пропагандируется отказ от единой теоретической платформы, на базе которой возможно исследование проблем развития политической этики. Поэтому осуществляется теоретическая попытка выделить те или иные составляющие политики или морали в качестве базовых и определить между ними соотношение в той или иной ситуации. Это во многом приводит к поляризации различных взглядов и "расползанию" поля теоретического исследования этих проблем. Основной смысл данных трудов состоит в создании ситуативного или временного знания для решения конкретных теоретических или практических политических задач.

Второе направление развивают сторонники возможности формулирования единого знания, общего смысла, выделения общих закономерностей развития, классификации основных подходов к вопросам развития политической этики. Основной смысл такой работы переходит в пласт обобщения и классификации знаний, полученных в результате разнонаправленных исследований сторонников теоретического плюрализма.

Не менее важно отметить плюрализм в определении предмета политической этики, в который согласно одной из концепций принято включать: "а) политические цели; б) политические институты и в) политическую деятельность"1, тогда как в других выделяют: "ценности, интересы и структуру политики"2.

Таким образом, описанные выше процессы развития теоретического знания говорят об отсутствии единого взгляда на развитие политической этики, проблемы соотношения морали и политики и одновременном сосуществовании "классических" исследовательских подходов с "плюралистическими", ориентированными на практическую деятельность. Эта ситуация предоставляет возможность осуществления параллельного исследования в контексте развития, опирающегося на описание отдельных аспектов современных политических процессов, так и в контексте накопления теоретического знания о политической этике.

При переходе ко второй части настоящей работы, важно отметить наличие широкого спектра представлений о соотношении политики и морали, определяющих содержание вопроса о развитии политической этики.

Исторически сложившаяся теоретическая концепция политики строится на противопоставлении государства с жесткими требованиями контроля, нормативного регулирования и гражданского общества, главным для которого являются требования открытости, гласности, вовлечения граждан в публичный процесс. Классически схема взаимоотношений между этими двумя субъектами выглядит как борьба государственнических и общественных начал, подавление гражданского общества государством, стремление его контролировать и противодействие этому контролю, сопротивление власти со стороны гражданского общества. Идеалом этих взаимоотношений является концепция правового государства, в котором соблюдаются права и свободы граждан, обеспечивается открытость, гласность и участие общества в публичном процессе и одновременно осуществляется господство права, основанного на воле людей.

Важно отметить еще и тот факт, что данная концепция служит основой для развития представлений о соотношении морали и политики, определении развития политической этики. В этом отношении можно выделить несколько основных представлений:

1) "моральная политика" - мораль выполняет мотивационную функцию и составляет основу целеполагания в политической деятельности, как правило, подобный подход относится к практике политического конфликта, когда необходимость поиска политического компромисса требует опоры на моральные ценности;

2) "морализаторство" - мораль служит ценностным базисом политики и одновременно является основным критерием оценки политического процесса и политических действий, как правило, морализаторство относят к практике политического господства религиозных институтов;

3) "моральный нейтралитет" - мораль и политика явления взаимно независимые, моральные критерии неприменимы к политике, политика не определяет мораль;

4) "моральный кодекс политика" - существует особая профессиональная этика и особая мораль, которая относится только к людям, занятым в политической деятельности;

5) "морально-политический плюрализм" - мораль воспринимается как одна из частных политических позиций, позволяющая производить оценку политического процесса "извне";

6) "заимствование политических ценностей" - рецепция морально-ценностного содержания политики в мораль, где политика определяет развитие морали.

Предпочтительным для обеспечения гармоничного развития государства и общества, соблюдения баланса морали и политики признается интегративная модель, где превалирует постепенное заимствование политических ценностей в мораль с гармоничным сочетанием других элементов политической этики.

Рассмотрев исторически сложившиеся взгляды на проблематику политической этики, попробуем приступить к рассмотрению тех тенденций, которые ими "не схватываются", но при этом являются не менее значимыми для развития политической этики.

Так многие исследователи, политики и представители общественности постоянно говорят о необходимости повышения эффективности государства, деформации культурных ценностей, разрушении традиций и сложившихся институтов. Анализируя эти процессы, если использовать традиционный подход и сложившуюся теоретическую модель, то создается некоторая угроза попасть в дилемму, которая, однако, не дает возможности сделать объективные выводы по этим вопросам, то есть так или иначе все может свестись к поиску некоего "виновника". Государство в этой ситуации будет выступать за укрепление порядка и законности, а общество будет требовать расширения круга свобод и большей открытости. Но при этом надо понимать, что эти последствия отчасти являются отражением недостатков той принятой теоретической модели, в которой все процессы, связанные с развитием политической этики выглядят несколько упрощенно. Конечно, ни один исследователь не станет умалять значимости действия общественных и государственных сил для развития политики и морали, но для более целостного понимания процесса развития политической этики и определения основных тенденций ее развития, необходимо учитывать разные события и процессы, которые происходят в политике и морали.

Например, во многих исследованиях вопросов политической этики существенно недооцененным остаются процессы глобализации и переоценка роли государства и общественной морали, в процессе которой происходит не просто изменение их соотношения, а ломка сложившихся представлений и переопределение сущностей этих явлений. Одна из негативных тенденций последнего времени, отмеченная в научных трудах разных авторов, как в России, так и за рубежом состоит в кризис государственности и гражданственности как таковой, деформации традиционных моральных ценностей, выхолащивание политики и области политического. "Административный контроль государства над собственной экономикой повсеместно оказался и оказывается решительно слабее, чем контроль транснациональных корпораций над государственной политикой..."3 или "если российская общественность, возможно в силу своей недостаточной организованности или слабости, в настоящее время не способна противостоять негативным явлениям, то существует ли институт в Российском государстве, на который должна возлагаться ответственность за культурно-нравственные деформации?"4.

Не менее важной тенденцией является развитие технологий, прежде всего, информационных и биотехнологий, гуманитарных технологий, которые также оказывают серьезное влияние на процессы указанные выше, в классическом контексте все эти области определены как "прикладные этики" и рассматриваются обособленно, что не дает возможность определить характер зависимостей и взаимосвязей в современных процессах развития политики и морали.

Как уже говорилось выше, ни одна теоретическая модель просто не способна охватить все тенденции развития политической этики в силу ограниченности предмета, а это говорит, прежде всего, о необходимости расширения вопросов, которые требуется подвергнуть анализу с целью более полного исследования вопросов развития политической этики. Это непосредственно связано с разворачиванием новых практико-ориентированных междисциплинарных исследований по указанной проблематике.

По всей видимости, необходимо сделать эти вопросы темой для серьезной научной дискуссии и определения перспективные направления для дальнейших исследований, которые можно было бы развернуть по следующим направлениям:

1) Совершенствование теоретических подходов, ориентированных на практическую политическую деятельность и способных описывать тенденции развития политики и морали на современном этапе;

2) Восстановление культурного потенциала, ценностных ориентаций российского общества, возрождение государственности и общественной морали через осознанную политическую деятельность;

3) Развитие политического образования, формирование правил "морального кодекса политика" в политической деятельности и создание современной системы подготовки молодых политиков.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован