22 марта 2007
4309

ДОКЛАД президента РСППР на ХI отчетном съезде РСПП `десять лет на защите интересов российских промышленников и предпринимателей. Об очередных задачах РСПП`

Российский союз промышленников и предпринимателей проводит сегодня свой XI съезд, на котором Правление обязано отчитаться о проделанной работе за 1996-2000 годы. Делегатами съезда должна быть дана оценка этой работе и рассмотрены очередные задачи деятельности РСПП. Предстоит также избрать Президента, новый состав Правления и Контрольной комиссии, которые в соответствии с нашим Уставом избираются раз в четыре года.

Это обстоятельство налагает высокую ответственность на всех нас - делегатов съезда. Ведь РСПП, Вы уважаемые делегаты, представляете подавляющее большинство отраслей экономики и регионов России, миллионы людей, кровно заинтересованных в сохранении и наращивании промышленного потенциала страны - этого главного источника народного благосостояния.

Одиннадцатый съезд собрался в особый период. До наступления XXI века остается меньше сотни дней. Смена веков - событие, происходящее один раз за одну тысячу лет! Тут даже не смена эпох и не смена поколений, а изменения философского мировоззрения и естества всего человечества на Земле. Для России же начинается новый этап истории. В стране состоялись президентские выборы и общество пребывает в ожидании коренных перемен в сторону более мудрой, обращенной к людям политики, позволяющей созидательно трудиться, формировать эффективную экономику. Ведь если говорить начистоту, то наша страна вынуждена была просуществовать последние десять лет без ясно сформулированной стратегии развития.

Совершенно очевидно, что многие главные параметры экономических реформ придется пересмотреть, а многое, что называется, начать сначала, чтобы консолидировать общество и раскрепостить его энергию. Собственно этому была всегда подчинена деятельность нашего Союза, десятилетие которого совпало со временем проведения настоящего отчетного съезда.

Иначе говоря, Российский союз промышленников и предпринимателей ровесник всех тех событий, которые происходили в нашей стране за последние десять лет. И мы, будучи по Уставу неправительственной и деполитизированной организацией, все же никак не отделяем себя за промахи, просчеты, да и глупости в проведении реформ. Да, мы все вместе должны разделить ответственность за это.

И все же, готовясь к настоящему отчету перед Вами, уважаемые делегаты, я посчитал своим долгом перечитать все сделанные мной от имени Правления Союза доклады на предыдущих съездах. Десять документов. Правильно говорится, что "в своем отечестве не бывает пророков". Так то оно так и мы отнюдь и не пророки, да и пророчествовать не собираемся. Тем не менее можем сказать однозначно, что если бы "власть придержащие" за эти десять лет хотя бы частично прислушивались к коллективным мыслям тех, кто непосредственно связан с материальным производством, многих ошибок можно было бы избежать. История не имеет сослагательного наклонения. А жаль!

Но я все-таки позволю себе задержать ваше внимание лишь на нескольких наиболее характерных выдержках. Цитирую:

1. Третий отчетный съезд РСПП (участвует в работе Президент России Б.Н.Ельцин), 14 ноября 1992 года:

"Откровенно скажу так, больше правда, для присутствующих здесь 214 представителей средств массовой информации. Нет! Не в интересах реформ понапрасну нападать на директоров, приклеивать им клички типа: (я цитирую) "жирные коты", "красные бароны" и т.д. Талантливых директоров, умелых менеджеров любое государство расценивает как национальное достояние страны. Они всегда работали ради Отечества и еще немало сделают для него.

В социальном согласии, гражданском мире сегодня должны быть заинтересованы все те, кто хочет, чтобы реформирование общества не зашло в тупик". (Конец цитаты).

2. Четвертый съезд РСПП (участвует в работе Президент России Б.Н.Ельцин), 16 апреля 1993 года:

"... нужно извлечь уроки из первого года реформ, оценив их с профессиональных позиций. Главный из них состоит в том, что реальный переход к рынку невозможен без учета национальных традиций и особенностей страны, ее народов, сложившейся структуры производства. Просто механически перенести, пересадить в нашу жизнь экономическую модель из других миров и невозможно, и бессмысленно. Я позволю себе зачитать одну цитату:

"Покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономики, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор, пока мы будем находиться в процессе шатания между различными модными течениями, увлекаясь поочередно то одним, то другим, до тех пор мы будем слышать из одних и тех же уст и читать ... логически несовместимые суждения и проекты... до тех пор мы не будем жить правильной экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных влияний и всяких спекуляций насчет народного благосостояния" (конец зачитанной мною цитаты).

Эти слова принадлежат выдающемуся государственному деятелю России Сергею Юльевичу Витте. Они произнесены сто лет тому назад, но и сегодня не потеряли своей актуальности" (Конец цитаты из доклада на Четвертом съезде Союза).

3. Пятый съезд РСПП, 16 ноября 1993 года: (Кремлевский Дворец съездов присутствует Президент и все Правительство)

Цитирую: "И еще об одном в связи с затронутой темой повышения управляемости. Настало время, когда взамен призывов к повышению исполнительской дисциплины, необходимо ввести на время, пока не наведем хотя бы элементарный порядок, уголовную ответственность для всех лиц, занятых в системе управления и властных структурах, за нарушение законности, за коррупцию, за ущерб, наносимый их деятельностью народному хозяйству, юридическим и физическим лицам. Без этого сейчас не обойтись!

Сегодня каждый россиянин должен осознать, что демократия - это не власть произвола и анархии, а власть закона, со всей беспощадностью охраняющая основные права гражданина. Если этого не будет, общество неизбежно придет к дезинтеграции, распаду и деградации, что в начальной своей стадии уже, кстати, и происходит". (Конец цитаты). Подчеркну - это мы говорили еще в 1993 году! Далее.

4. Девятый съезд РСПП (участвует в работе Председатель Правительства России Е.М.Примаков и другие):

"За время всех лет реформы проявлялось просто преступное равнодушие к социальным их последствиям. Начали строить общество с уникальным принципом и своеобразной точностью до наоборот: "Все - без человека, все - против человека". Ведущей государственной идеологией стало превращение России в кормушку многих звеньев реформаторов и их сподвижников... С 1991 года по 1997 год Россию покинуло около 800 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Хочу напомнить слова, высказанные в Государственной Думе во время между февральской и октябрьской революциями 1917 года в России, одним из первых руководителей дореволюционного РСПП - Павлом Рябушинским (цитирую):

"Под здание легко завести мину. Можно быстро взорвать здание. Но прежде всего подумайте, сколько нужно времени, чтобы восстановить его. Оно может не годиться. Но не лучше ли будет до поры до времени сохранить старое, чтобы хоть прятаться в нем от непогоды. Иногда правильнее не ломать старое здание, а может быть, перестроить его" (конец цитаты П.Рябушинского). Но и в тот период и в нынешний здание было все-таки взорвано и под его обломками оказались миллионы людей...

Можно понять требования врачей, учителей, ученых, пенсионеров, которым месяцами не выплачивают зарплату и пенсии. Но никак нельзя понять ни глав администраций, ни мэров, а тем более губернаторов. Ведь задержки в выплате и зарплаты, и пенсий во многом зависят и от них.

Российский союз промышленников и предпринимателей, созданный на закате СССР, когда уже мощно проявились многие кризисные явления отечественной промышленности и науки, всегда стремился защищать интересы людей производства, руководителей предприятий, предпринимателей, тех, чья зачастую самозабвенная деятельность спасала экономику страны, буквально, несколько лет, от полного и быстрого краха. Семь лет мы боролись за реформы с учетом российской специфики, семь лет мы апеллировали к различным правительствам, призывая опираться на уже проверенный опыт, в том числе Китая. И все эти годы на нас навешали разные ярлыки, особенно ярлык "красных директоров"... в никому не нужной борьбе на экономическом фронте белых с красными в конце концов победили грязные! (конец цитаты из доклада на Девятом съезде Союза). И последнее.

5. Затрагивая тему об инициативах Союза, нельзя, очевидно, не напомнить присутствующим о состоявшемся восемь лет тому назад - 10 сентября 1992 года расширенном заседании Правления Союза, которое обсудило вопрос "Что делать, чтобы вырвать российскую экономику из петли кризиса и спасти ее от саморазрушения. 13 тезисов". Общество (со средствами массовой информации в ту пору было посвободнее и посерьезнее), буквально, встрепенулось. "К рынку. Но постепенно. 13 тезисов программы Вольского".

Это я прочел заголовок правительственного официоза - "Российская газета" за 6 октября 1992 года номер 219. Подчеркиваю, правительственного официоза. Правительству была преподнесена программа, которую превращают в графики, утверждают исполнителей, контролируют, а в результате экономика страны неизбежно пойдет по траектории подъема. А что же на деле? Почитали... И получили, то что имеем сейчас. Все ушло в песок равнодушия. Думаю, что тут даже и не равнодушие. Это было кому-то выгодно. А кому? Мы долго их видели рядом с властью. Вы помните: "А" и "Б" сидели на трубе...

Отдельные псевдореформаторы даже сейчас упрекают РСПП в консерватизме, в ностальгии по прошлому. Впрочем, все это надуманные "ярлыки" и чёрт с ними. По настоящему нас должно тревожить другое - сумеет ли страна использовать реальный шанс выбраться из кризиса и остаться в ряду развитых государств, где она всегда по праву занимала одно из первых мест. Удастся ли нам, наконец-таки, обеспечить в стране стабильность и долговременный национальный прогресс, или Россию ждут новые потрясения? Вот в чем сегодня мне думается вопрос вопросов.

Если говорить об экономике, а она всегда была для нас приоритетом, то начиная с сентября 1998 года, здесь происходит подъем, наблюдается промышленный рост. Так, в 1999 году по сравнению с предыдущим 1998 годом, темп роста валового внутреннего продукта составил 103,2, а объем промышленной продукции - 108,1 процента. Темп роста инвестиций в основной капитал равен 101 проценту. За истекший период нынешнего года показатели не хуже: по промышленной продукции, порядка - 110, в части инвестиций - около 117 процентов.

Предпринимательский климат в России сейчас является наиболее благоприятным за последние пять лет. Опрос руководителей 1189 базовых предприятий 11 отраслей промышленности 73 российских регионов установил максимально высокий, начиная с 1995 года индекс предпринимательной уверенности. 85 процентов опрошенных руководителей оценили состояние своих предприятий как хорошее или удовлетворительное.

Вспомним, что два года назад эти показатели были в два раза ниже.

Примечательно, что в первую очередь это происходило отнюдь не только в экспортоориентированных сферах производства, но и в машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслях.

Хотел бы особо подчеркнуть, что подавляющее большинство преодолевших спад предприятий строило свою деятельность, практически не имея доступа к кредитным ресурсам, без ощутимой финансовой поддержки со стороны государства и несмотря на это, по нашим данным уже полностью овладели рынком, расширяют производство и добиваются высокой прибыли примерно 15 процентов промышленных компаний; около 30 процентов хорошо адаптировались к рынку, хотя их продукция пока еще и недостаточно конкурентоспособна.

Но мы реалисты, в литавры, как говорится, пока бить не собираемся. Видимое благополучие макроэкономических показателей не должно вызывать успокоенности и надежды на незамедлительное выздоровление российской экономики и ее быстрый рост. Это всего лишь только робкие ростки, которые смогли пробиться сквозь сложившийся в предыдущий период реформ твердый покров крайне нерациональной системы хозяйствования. И чтобы эти самые новые ростки стали развиваться и далее, требуется пересмотр многих позиций в государственной политике. Она должна, прежде всего, опираться на использование понятных работникам реального сектора экономики рычагов повышения эффективности производства. Но если политика государства останется пассивной, да еще, как нередко у нас водится с "двойной бухгалтерией", когда записывают в Законы одно, а практически делают другое с точностью, как теперь нередко говорят, "до - наоборот", когда "правила игры" сочиняют одни, а выполнять их приходится другим, то вполне вероятно повторение траектории падения 1996-1998 годов. Это опасно тем более, учитывая острейшую на сегодня проблему поляризации доходов населения и социального разлома общества, который фактически привел к возникновению "двух Россий", противостоящих и уходящих друг от друга по своему поведению, предпочтениям, ориентациям. Разрыв в уровне жизни "двух Россий", по различным оценкам, составляет от 25 до 100 раз. И это тем более опасно, что из "страны" богатых и очень богатых, а также высокообеспеченных формируется политическая элита. Пропасть между бедностью одних и ошеломляющим богатством других озлобляет, возбуждает агрессивные настроения и в семье, и в обществе.

А как же может быть иначе, если на социальную статистику посмотреть глазами реалистов. Вдумайтесь в такие данные Госкомстата России за первое полугодие нынешнего года: число родившихся россиян составило 6,8 тысячи человек, а умерших - 67,2 тысячи, то есть, почти, в 10 раз больше... Согласно заключению Минздрава РФ, по состоянию на начало нынешнего года число ВИЧ-инфицированных граждан страны составило более 26 тыс.человек и по сравнению с 1995 годом возросло в 25 раз.

В программах развития ООН используется такой интегрированный показатель, как индекс человеческого развития, который учитывает не только демографию, но и большинство основных критериев, характеризующих достойный уровень жизни. Так вот среди 50-ти наиболее развитых государств мира наша страна занимает 39-е место.

Сейчас жизнь требует от нас ответа на вопрос: какую линию развития страны на ближайшие годы определить как стратегическую?

Главные составляющие этой линии заключаются в следующем:

Во-первых. РСПП твердо привержен рыночной экономике. Эта ориентация - бесспорная и доминирующая. Истина, которую исповедует Союз, состоит в том, что без рынка не может быть высокоэффективной экономики, гибкой и восприимчивой к нуждам реального сектора, постоянным изменениям в структуре общественных потребностей. К примеру, в США и странах ЕС государственное потребление (капвложения во все сферы хозяйства) сегодня составляет от 22 до 40 процентов ВВП, а государственные расходы в США на 1 долл.государственной казны влекут за собой от 1 до 2-3 долл. встречных производительных расходов частного сектора.

Во-вторых. Наш Союз выступал и выступает за регулирование перехода к рынку и последующее управление рыночным хозяйством с помощью, разумеется, экономического инструментария и индикативного планирования, как это принято во всех развитых странах.

Подчеркивая свою приверженность реформам, РСПП провозгласил, что главным критерием их оценки являются не декларации, обещания и болтовня, а реальное улучшение дел. Реформы ради человека - таким и только таким может быть критерий их эффективности. Поэтому третий профессионально-этический принцип деятельности Союза состоит в том, что при проведении реформ следует учитывать специфику страны и ориентироваться на собственные силы, на ресурсы и высокий кадровый потенциал отечественной промышленности и российского предпринимательства.

Время, понятно, не стоит на месте и теперь перед РСПП поставлена новая сложная задача: выступить в качестве высокоэффективного и авторитетного союза работодателей. Да мы, собственно говоря, уже давно работаем на сплочение и защиту интересов работодателей, в том числе и во взаимоотношениях их с властями, совершенствуем отношения с наемными работниками и их профессиональными организациями. Но это только начало пути. Начало главного пути. Исходя из этого, сегодня на первый план выходит проблема совершенствования организационной структуры Союза. С этой узловой проблемы, пожалуй, и следует начать отчетную часть доклада, включая перечень задач, решение которых важно не только для нас, а прямо связано с переводом российской экономики в стабильный рыночный режим.

Итак, о совершенствовании организационной структуры РСПП.

Основные опорные звенья Союза, бесспорно, его региональные отделения, объединения и представительства. Сегодня они созданы и действуют в 83-х субъектах Российской Федерации и за ее пределами - во Франции, ФРГ, Словакии, Швейцарии и других странах.

В настоящее время в составе Союза насчитывается около 320 тысяч индивидуальных членов - хозяйственных руководителей, предпринимателей, общественных деятелей, ученых, специалистов, представляющих практически все отрасли народного хозяйства, а также 4677 юридических лиц, на долю которых приходится более шестидесяти процентов валового внутреннего продукта страны.

В РСПП входит свыше 100 корпоративных объединений предприятий различных сфер народного хозяйства. Среди них я бы выделил:

- Ассоциацию российских банков (Егоров С.Е.);
- Ассоциацию финансово-промышленных групп России (Сосковец О.Н.);
- Российский газовый союз (Чижов С.Д.);
- Российский союз строителей (Забелин В.Н.);
- Международный союз металлургов (Колпаков С.В.);
- Союз химиков (Иванов В.П.);
- Союз лесопромышленников (Тацюн М.В.).
Кроме того сегодня в числе членов РСПП 60 крупнейших иностранных компаний, таких как Оливетти, ФАТА, Томсон, Иточу, Мицуи, Хёнде, "Фербунднец Газ" и другие.

За отчетный период в основном по инициативе снизу создано 16 новых региональных отделений: Томское, Новосибирское, Калининградское, Волгоградское, Липецкое и другие, а также 5 региональных представительств - Псковское, Ингушское, Хабаровское, Ямало-Ненецкое и Кемеровское. Практически все руководители этих подразделений активно работают в составе Правления РСПП.

Наряду с формированием новых жизненно стойких структур на местах, мы проводили кропотливую работу по укреплению деловых отношений с уже существующими региональными подразделениями Союза.

Творческий подход к работе проявляет Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей (президент - Владимир Ильич Лузянин). На долю входящих в нее предприятий приходится около 85 процентов промышленного производства области, она представляет интересы работодателей при заключении трехстороннего соглашения с администрацией и профсоюзами области.

Примечательно, что Ассоциация нашла бескомпромиссный, но доброжелательный подход в работе с губернатором И.П.Скляровым и областной Думой.

Сейчас по нашей инициативе в Приволжском Федеральном округе при полномочном представителе Президента РФ С.В.Кириенко создается Совет, в который войдут 15 региональных поздравлений РСПП. Мы с Сергеем Владиленовичем в Нижнем Новгороде провели с руководителями этих подразделений отдельную встречу в середине прошлого месяца. На ней обсуждены конкретные задачи названного Совета, его цели и методы работы.

Заслуженным авторитетом пользуется также Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, возглавляемый Вахтангом Павловичем Ковешниковым; региональные отделения: Ивановской области (Президент - Юрий Алимбекович Токаев); Воронежской области (Дмитрий Григорьевич Шамардин), Ставропольского края (Василий Павлович Травов), Краснодарского края (Борис Иванович Коваленко), Мурманской области (Юрий Алексеевич Евдокимов, который, кстати является губернатором области), Брянской области (Алексей Яковлевич Капустин), Самарской области (Игорь Леонидович Шитарев), Свердловское региональное отделение РСПП под руководством Владимира Никитовича Семенова.

Конечно, примеров полнокровной деятельности подразделений Союза на местах, как главных факторов, предопределяющих созидательный дух российского предпринимательства, можно назвать немало.

Практически все региональные отделения возглавляют известные в стране директора крупных заводов и частных предпринимательских структур. Они дружно работают с губернаторами и региональными думами. Они издают свои газеты, имеют передачи на каналах телевидения. Словом, всем надо этому учиться.

Мне нередко задают вопрос, что называется, "на засыпку". Защита интересов членов Союза: в чем она конкретно заключается? Отвечу. За отчетный период Союз, не считая решения текущих проблем его членов, вносил ежегодно на рассмотрение властных структур различного уровня, как минимум, сотни по три практических предложений, направленных на совершенствование реформирования экономики, ускорение хода реализации социальных и производственных проблем.

Далее. По инициативе членов Союза разработано и направлено за отчетный период в вышестоящие государственные инстанции немало обращений, предложений и докладов по актуальным вопросам жизни страны. Назову лишь два наиболее характерных из них.

Первое. После избрания В.В.Путина Президентом России мы направили в его адрес комплекс предложений Союза по проблемам обустройства реального сектора экономики. Реакция меня обнадежила. Из аппарата Президента его советником Илларионовым мы проинформированы, что значительная часть предложений Союза одобрена.

Второе. Накануне рассмотрения в Правительстве РФ вопроса о программе деятельности на ближайшие годы РСПП направил свои предложения. В ответ на мое имя из Дома Правительства поступило официальное письмо, в котором говорится: "При подготовке правительственной программы "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" ряд из предлагаемых Вами мер нашел свое отражение". И это факт.

Я привел лишь два примера, наиболее характерных, на мой взгляд. Полагаю, что в определенной степени все это вместе взятое содействовало оживлению российской экономики.

В отчетном периоде в центре внимания РСПП, как и прежде, находилось содействие в создании рыночных структур.

На сегодня по нашей инициативе создано более 250 субъектов рыночной инфраструктуры, где мы являемся учредителями.

Подавляющее большинство региональных подразделений поступает аналогичным образом.

За последние два года число вступивших в РСПП представителей малого, среднего и крупного бизнеса составило около 80 процентов, а не так давно было лишь 25 процентов. Таким образом, время, когда деловой мир России искусственно, а порой и злобно разделяли на, якобы, плохих "красных директоров" и, якобы, умных и хороших "олигархов", ушло безвозвратно. Все это свидетельствует о существенном изменении качественного состава РСПП и умонастроения его членов и, естественно, требует принятия адекватных структурных изменений в руководящем звене и рабочем аппарате.

Актуальность таких преобразований возрастает и еще по одной причине. Речь идет о том, что в мае 1999 года в соответствии с Уставом Союзу придана новая функция по координации деятельности российских работодателей.

До этого само по себе понятие социального партнерства в России как бы провисало в пространстве, превращалось в известный древнекитайский парадокс о "хлопке одной ладони". Сегодня можно сказать, что вторая ладонь появилась де-юре, хотя де-факто все десять лет РСПП выступал именно в такой роли.

Прежде всего, как и во всех странах мира это функции лоббистские, проявляющиеся не в проталкивании интересов того или иного клана, того или иного частного бизнеса, а в квалифицированной и скоординированной защите общих интересов работодателей как корпорации, как важной социальной группы, имеющей общие интересы и с профсоюзами по ряду очень важных проблем - таких как система трудовых отношений; отношений между властью и бизнесом, принципы экономического развития страны и прежде всего в социальной сфере.

Второй блок задач по координации работодателей связан с необходимостью согласования их деятельности по таким ключевым направлениям, как повышение конкурентоспособности российской экономики, подготовка кадров, инновационная политика. Особенно важна выработка согласованных профессиональных требований по повышению качества труда, оказание скоординированного корпоративного взаимодействия с наемными работниками, имея в виду сделать для них выгодной высокую трудовую квалификацию.

РСПП постоянно выполнял еще одну существенную роль в качестве работодателей, связанную с необходимостью доведения до сведения общества позиции работодателей, предпринимателей по проблематике трудовых отношений с профсоюзами в новых общественно-экономических условиях.

С участием Союза в 1999 году принят ряд фундаментальных законов о социальном партнерстве. Это, бесспорно, основополагающие акты по утверждению в России духа цивилизованного трипартизма.

Имеются в виду, в частности, законы "Об основах обязательного социального страхования" и "О государственной социальной помощи". Подготовлен проект Кодекса законов о труде, внесены серьезные поправки в "Закон о занятости населения в Российской Федерации", которые открыли возможности для использования общественных работ.

Союз принимал непосредственное участие в подготовке и реализации программ сотрудничества на двухгодичной основе между Международной организацией труда (МОТ) и Российской Федерацией. Совместно с МОТ проводятся семинары-практикумы и учебные туры с целью подготовки и переподготовки специалистов, занятых проблемами социально-трудовых отношений и социального партнерства. За отчетный период такую подготовку по линии МОТ и по программе Евросоюза (ТАСИС) прошли более ста специалистов высшего управленческого звена и производственников.

Важно также и то, что РСПП принят в Международную организацию работодателей (МОР), в которую входят ассоциации 170-ти стран мирового сообщества.

По нашей инициативе образован Координационный совет отечественных работодателей России (КСОРР). Мне оказана честь быть его Председателем. 25 членов КСОРР представляют интересы общественных объединений работодателей в Российской Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время это чрезвычайно важная миссия.

В настоящее время ведется работа по налаживанию сотрудничества РСПП с Европейской Экономической Комиссией (ЕЭК ООН), которая имеет ряд секторальных (отраслевых) и тематических программ для стран с переходной экономикой. Установлены контакты с Международным Агентством развития Канады, которое имеет целевую программу содействия демократическим преобразованиям в России. Продолжаются деловые связи с японским Агентством содействия Международной организации труда, а также нашими традиционными партнерами в Москве системы ООН - Программой развития ООН (ПРООН) и Международной организацией промышленного развития (ЮНИДО).

Как видим, объем работы возрос и это, вполне естественно, требует соответствующих решений, которые надо выработать на съезде.

В отчетном периоде важным для РСПП вопросом было прямое участие в становлении отношений между бизнесом и властью. Речь, прежде всего, идет о взаимной ответственности и постоянном переговорном процессе по поиску взаимовыгодных решений. Только на такой основе, при учете интересов обоих сторон можно обеспечить рост экономики страны.

В РСПП побывали, не считая участия в работе наших съездов, практически все члены высшего руководства страны. Встречи с Правлением Союза всегда носили конструктивный и взаимополезный характер. Одно только плохо, премьеры и члены их кабинета часто менялись, и многие договоренности при этом, естественно, забывались. В таких условиях было бы преждевременно утверждать о создании прочного и устойчивого механизма сотрудничества. В то же время после встречи 9 июня т.г. членов Правления РСПП с Председателем Правительства РФ М.М.Касьяновым наметился конструктивный процесс взаимодействия, цивилизованный диалог бизнеса и органов власти. И мы стремимся всячески укреплять и развивать такое партнерство. Хотя, вполне понятно, наши позиции по некоторым проблемам не всегда совпадают.

Для РСПП отношение с властью - не самоцель. Это инструмент стабильности, предсказуемости экономики, обеспечения промышленного роста, поддержки реального сектора производства, создания понятных правил в области налогов, прямо влияющих на каждодневную жизнь промышленников и предпринимателей. Мы свободны от политической конъюнктуры, поскольку РСПП, как никакой другой общественный институт, объективно заинтересован в долговременном взаимодействии с органами власти.

Не проходит и месяца, чтобы Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) не выдавал "на-гора" свою фирменную продукцию - аналитические материалы, экспертизы, предложения и рекомендации. Многие из этих документов становятся частью нашей жизни, внедряются в практику в виде государственных решений, указов, постановлений. Вот только некоторые примеры:

- снижена ставка рефинансирования Центробанка - с 60% в октябре 1998г. до 33% в мае 2000 г.;
- увеличен объем краткосрочных кредитов;
- сокращена совокупная ставка налога на прибыль предприятий - с 35; в октябре 1998 г. до 30; в апреле 1999 г.;
- восстановлен расширенный перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется льготная ставка НДС в размере 10%. Этот перечень вновь вводится в действие с 1.07.2000 г.;
- сохранены с ноября 1998 г. до настоящего времени льготы по налогам на прибыль, направляемую на производственные капиталовложения;
- принято в апреле 1999 г. решение об освобождении предприятий и организаций ТЭКа от уплаты штрафов (пеней) за пользование бюджетными ссудами, полученными на подготовку к работе в осенне-зимний период 1996-1997 годов;
- урегулированы в первой половине 1999 г. объемы погашения кредиторской задолженности федерального бюджета по отраслям экономики за 1997-1998 годы;
- приняты в декабре 1998 г. и апреле 1999 г. дополнительные меры по государственной поддержке "Северного завоза";
- отозвана из Госдумы РФ в феврале 2000 г. государственная программа приватизации, представленная Правительством РФ в октябре 1998 г.;
- создано в мае 2000 г. Министерство промышленности, науки и технологий, которое в том числе будет заниматься разработкой промышленной политики.
Это далеко не полный перечень решений, которые были приняты в последнее время. Факт налицо, - руководство страны стало все больше учитывать мнение промышленников и предпринимателей. И это вселяет надежду.

Но сегодня надо ускорять темпы этой работы. Вероятно, пока нереально ставить задачу, чтобы новый состав Правления Союза сумел добиться возвращения нам права законодательной инициативы. Думаю, что гораздо правильнее настаивать на создании института гласной предварительной экспертизы всех законодательных предложений и законотворческого процесса в целом, особенно в сфере экономики, как это было раньше.

Вполне естественно, что предметом постоянного внимания РСПП должно стать экономическое законодательство. Возьму на себя смелость утверждать, что кроме Гражданского кодекса у нас больше ничего другого завершенного нет. Недавно принят новый Налоговый кодекс и уже самый начальный опыт его применения показал два существенных недостатка.

1. Ликвидация оборотного налога наряду с возможностью манипулирования расчетным показателем "прибыль" позволяет уйти от налогообложения и затрудняет оценку финансового состояния предприятия со стороны контрольных органов.

2. Введение единого тринадцатипроцентного подоходного налога на физических лиц наряду с усугублением социальной несправедливости дает возможность в рамках закона обратить производственный капитал в личный источник ренты. Весьма вероятна легальная утечка средств за рубеж.

Все еще идет "топтание на месте" с решением вопроса о Трудовом и Земельном кодексах, Гражданско-процессуальном законодательстве, а также о законодательстве, регулирующем финансово-бюджетные отношения.

Очень долго работодатели ждут принятия законов об объединениях работодателей, о трехсторонней комиссии, о тарифных соглашениях, о социальном партнерстве в целом, которое , должны подвести более прочную базу для взаимодействия и сотрудничества между главными участниками социально-трудовых отношений в рыночных условиях.

Настоятельно нужен новый Федеральный закон о малом бизнесе. Остро ощущается потребность в принятии Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который ряд лет медленно "движется" в правительственных и парламентских коридорах. Думается, нужны Федеральный закон "О холдингах", поправки к Закону о финансово-промышленных группах, а также Федеральный закон о неотъемлемом праве предпринимательства (хозяйственной деятельности) государства как гаранта обеспечения стабильного развития национальной экономики и общества в условиях рыночного хозяйства, заказчика товаров, услуг и НИОКР для нужд государственного потребления.

Нас очень беспокоит положение дел с законодательством о банкротстве и мы полностью поддерживаем предложения Высшего Арбитражного суда РФ, внесенные им в Правительство об изменениях в Закон о банкротстве. Одновременно нужно ускорить рассмотрение Государственной Думой РФ законопроекта "Об особенностях банкротства применительно к организациям оборонно-промышленного комплекса". Он должен исправить недостатки действующего законодательства.

Закономерно у делегатов съезда может возникнуть вопрос: почему я столь долго задерживаю внимание на этой теме? Отвечу: от ее разрешения прямо зависит как заработает наша промышленность, как промышленники и предприниматели будут реализовывать намеченные программы. Если называть вещи своими именами, то условия для развития различных злоупотреблений стали результатом законотворчества. Это оно привело к тому, что выплачивать налоги и обязательные платежи весьма убыточно. Если промышленник и предприниматель будет честно рассчитываться с государством, то быстро выясниться, что его продукция более чем неконкурентоспособна, а бизнес не выгоден и они смело могут уходить с рынка.

Дело в том, что упомянутое мной оживление промышленного производства пока не создает достаточных предпосылок для продолжительного устойчивого роста на основе обновления производственного аппарата и технологий. Если мы ставим перед собой в качестве узловой цели - возврат страны в ряды государств, задающих тон в экономической, научно-технической и политической сферах, то альтернативы проведению активной долгосрочной промышленной политики просто не существует.

Поэтому мы настаиваем на принятии закона "О промышленной политике в Российской Федерации". О ее проблемах мы довольно подробно говорили на предыдущих съездах. В отчетном периоде Союз уточнил свое видение долгосрочной промышленной политики. Этот вопрос был предметом специального рассмотрения на одном из заседаний Правления и после этого предложения представлены руководству страны. Значительный вклад в формирование современной промышленной политики внес наш "Экспертный институт". В изданных им за 10 лет более чем 50-ти трудах эта тема является приоритетной. Кроме того, она обобщена в отдельном труде "Промышленная политика России: принципы формирования и механизмы реализации".

Рынок, как известно, близорук, и в нынешней ситуации он подталкивает Россию не к развитию высоких технологий, а к всемерной эксплуатации природных богатств. В результате экономика страны, по-прежнему, остается "экономикой трубы", через которую выкачиваются наши природные ресурсы. Обратим внимание: большей частью не возобновляемые.

Понятно, что такая экономика особенно уязвима и с другой точки зрения; ее легко пустить ко дну международным монополистам, договорись они, например, о снижении цен. И что тогда делать нынешнему правительству? То, что бездарно делали все их предшественники последние десять лет - заявлять о необходимости "непопулярных мер"? То есть рубить свою главную опору - доверие граждан? Это сейчас уже не пройдет.

Государству необходимо активно вмешиваться в экономические процессы, так как ряд проблем в принципе не может быть решен только на рыночной основе. Не случайно наш выдающийся соотечественник нобелевский лауреат Василий Леонтьев уподоблял рыночный механизм действию силы ветра, а государственное регулирование - рулю, направляющему корабль по желаемому курсу.

Неотъемлемый фактор промышленной политики - инвестиции. Учитывая величину положительного сальдо торгового баланса и насыщение российского внутреннего рынка иностранной валютой, Центральному банку придется приобрести большую часть возросшего валютного предложения, эмитировав необходимое количество рублей. Конечно, Центробанк может не приобретать поступающую в страну иностранную валюту. Но тогда будет расти обменный курс рубля, что ослабит конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и спровоцирует экономическую депрессию. Это уже наблюдалось в период с середины 1993 до конца 1994 года, когда обменный курс рубля вырос в реальном выражении более чем в три раза.

Вместе с этим основной упор, нам думается, должен быть сделан на максимально возможном использовании существующих производственных мощностей.

Для этого следует без промедления провести их детальную инвентаризацию и определить необходимые меры по модернизации каждого предприятия. Мы готовы вместе с Правительством участвовать в этом. Реальная оценка дееспособных мощностей производственного потенциала России, по нашим оценкам, составляет не менее половины от их общего объема. Необходимо учесть, что значительная их часть создавалась в середине 80-х годов на основе закупаемого за рубежом новейшего технологического оборудования. Все эти мощности могли бы и должны давать продукцию, пользующуюся спросом на нашем внутреннем, да и на внешнем рынках. Особенно, если к этому прибавить еще существующие в стране большие возможности в области высоких технологий, которых по самым скромным оценкам специалистов насчитывается у нас более 3 тысяч, причем технологий суперкласса. К этому надо добавить, что стоимость невостребованной только российской промышленностью созданной отечественной интеллектуальной собственности превышает 400 млрд.долл.

Если названные технологии нам удастся сделать конкурентоспособными, то, по ориентировочным расчетам, Россия на мировом рынке наукоемкой продукции способна подняться с 0,3 процента до 10-12 процентов занимаемой в нем доли, а это только по экспорту дало бы до 140-180 млрд. долларов в год.

В этой связи острейшей проблемой является скоротечное и массовое свертывание объемов НИИОКР. Учитывая это, Союз считает своей узловой задачей принятие специальных мер по защите отечественной науки от разрушения.

Новому составу руководства Союза следовало бы более активно подключиться к формированию государственных фондов: Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), которые сегодня помогают российским ученым преодолевать превратности жизни. Аналогичные госбюджетные фонды существуют и за рубежом, скажем, в Японии, Южной Корее, на Тайване и т.д.

Одна из приоритетных задач Союза состоит в усилении внимания к конверсии военного производства. С ее решением связано приоритетное развитие наиболее важного ключевого звена реального сектора экономики - оборонного комплекса, в котором сосредоточены сегодня самые новейшие достижения России как в сфере организации производства, так и, особенно, - в области технологий. Сохранить во чтобы-то ни стало научно-технический потенциал российского ВПК, где сосредоточены лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих - поистине святое наше дело.

Надо ли доказывать насколько многоплановы и сложны проблемы ВПК в наши дни. Поэтому в отчетный период Союз нацеливал свое внимание на оказание конкретной и оперативной помощи оборонным предприятиям и организациям. Примеров тому, можно сказать без обиняков, не счесть. Но я бы выделил судоремонтный завод "Нерпа", приборостроительный завод "Златоуст-36", Базу уничтожения авиационной техники, Акционерные общества "Судостроители Санкт-Петербурга" и "Первый Московский завод радиодетелей". Это чистейшая правда, что только вмешательство и принятые РСПП меры помогли смягчить острейшие социально-экономические проблемы этих предприятий.

Уважаемые делегаты съезда! В нелегком деле экономических преобразований особым образом стоит вопрос повышения уровня менеджмента и в целом подготовки кадров. Эту проблему невозможно решить одними призывами и наставлениями. В развитых странах совокупные "инвестиции" в человеческий капитал намного превосходит капитальные вложения в средства производства.

Надо сказать, что в систему подготовки кадров органично вписался Деловой клуб "Русский инженер", объединяющий, порядка, 40 ведущих научных организаций Москвы.

Набирает силу Академия менеджмента и рынка, возглавляемая вице-президентом РСПП Владимиром Павловичем Грошевым. В 1993 году Академией менеджмента инициирован "Морозовский проект" - широкомасштабная программа подготовки кадров для рыночной экономики в регионах России, который стал образующим фактором в национальной системе поддержки предпринимательства.

По экспертным оценкам, ежегодно в стране в рамках различных форм подготовки обучаются вопросам предпринимательской деятельности около 110 тыс.граждан, из них более 50 тыс.чел. в 59 учебно-деловых центрах и их отделениях, предусмотренных "Морозовским проектом". Кроме того в учебных центрах подготовлено за отчетный период свыше 5 тыс.преподавателей, консультантов и экспертов.

Существенное место в деятельности РСПП занимали международные образовательные программы и проекты. В отчетный период активно реализовались разработанные нами еще в 1992 году в рамках Программы Европейского Союза "ТАСИС" 6-ть проектов с общим объемом финансирования 4,3 млн.экю., предусматривающие переподготовку 1500 человек со сроками обучения 4-6 недель.

С РСПП подписали долгосрочные соглашения о деловом сотрудничестве 51 ассоциация промышленников и предпринимателей 37 государств, так называемого "ближнего" и "дальнего" зарубежья, в том числе за нынешний отчетный период - ассоциации 17 стран. Среди них Литовская Республика, Эстонская Республика, Армения, Египет, Бельгия, ФРГ.

Вполне понятно, что РСПП не проводит прямых внешнеторговых операций, поэтому вектор практических действий им повернут в сторону привлечения зарубежного бизнеса на общероссийский рынок и расширения зоны прямых иностранных инвестиций. Не без влияния РСПП ряд международных агентств уже повысил кредитный рейтинг нашей страны. Мы смогли за отчетный период привлечь значительный объем прямых инвестиций. Скажу даже более, у нас есть претензии к руководителям некоторых наших регионов, когда в силу субъективных причин от инвестиций отказываются.

Делу укрепления международного авторитета России немало способствовал установившийся регулярный характер организации выставок "Технология из России". Так, в мае нынешнего года на Всероссийском выставочном центре организована экспозиция - уже шестая по счету, начиная с Вашингтонской выставки, которая состоялась в мае 1994 года. Все они вызвали существенный интерес представителей делового мира Италии, Франции, Бахрейна - стран, где проводились выставки. Следующая выставка "Технология из России" будет проходить в Китайской Народной Республике.

В свое время Николай Гумилев высказал такую мысль (цитирую):

"Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава" (конец цитаты)

Цель объединения усилий в рамках. евразийского рынка деловых кругов государств-участников СНГ, стран Балтии, Восточной Европы, Китая мы ставили, создавая восемь лет назад Международный Конгресс промышленников и предпринимателей. Сегодня в составе МКПП промышленные и предпринимательские ассоциации из 22 государств. Конгресс включает в себя ряд региональных и отраслевых структур, имеет представительства в различных странах, тесно сотрудничает с множеством деловых партнеров - российских и зарубежных предприятий, организаций, фирм.

Практика убеждает, что у Конгресса огромный позитивный потенциал, который может принести реальную экономическую выгоду. В то же время, как один из руководителей МКПП могу сказать, что полного удовлетворения от его деятельности, от состояния сотрудничества с зарубежными коллегами, конечно же, у меня нет.

Произошел резкий обвал экономических отношений. Взаимный товарооборот между государствами - участниками СНГ за 1992-1999 г.г. сократился более чем втрое. Усиливается тенденция к переориентации внешнеэкономических связей большинства государств Содружества на страны "дальнего зарубежья". В 1999 г. из 10 стран СНГ лишь у двух (Белоруссии и Таджикистана) большая часть экспортно-импортных операций приходилась на долю партнеров по Содружеству. Удельный вес взаимной торговли в общем товарообороте стран Содружества составляет ныне около 30 процентов, тогда как в 1991 году этот показатель равнялся 60 процентам.

Словом, мы еще раз убедились в том, что экономический "блицкриг" и для России, да и для стран Содружества, неприемлем. Обещания ряда политиков о возможности после распада Советского Союза немедленно обеспечить процветание в рамках отдельных независимых государств, показали свою полную несостоятельность. Потому что распался не СССР, а распалась Россия, Российская империя. Мы с Украиной жили вместе 340 лет, с Грузией 250 лет, с Белоруссией вообще всегда, а Советскому Союзу было 73 года. Мы строились, как одна большая фабрика. Я об этом уже не раз говорил, вижу на лицах некоторых улыбки. Улыбаться можно, ибо каждый воспринимает действительность по своему. Бывает, что кое-кому чужое горе даже в радость. Для меня и многих других, коль разговор пошел у нас начистоту - это большое горе. Я многое не понимаю в этой жизни. Но такого обозначения, как "ближнее зарубежье", наверное, не пойму уже никогда. Это ведь не реальные понятия, а чисто виртуальная сущность, своеобразное Зазеркалье как в сказке Кэрела "Алиса в стране чудес".

Именно поэтому в отчетный период мы провели несколько десятков двусторонних встреч, стремясь "срастить" порванные сухожилия и мышцы общественного организма, восстановить в новой экономической реальности необходимые механизмы стабильного взаимодействия между различными структурами.

Сегодня и РСПП, и другие союзы промышленников и предпринимателей, объединенные в МКПП, настроены не просто на активизацию, а на существенное изменение своей работы. Что здесь важно?

Основное - всемерно способствовать расширению торговых, межотраслевых, производственно-кооперационных связей и контактов, предпринимательской деятельности. Дело двигается медленно, хотя отечественные товары пока еще конкурентоспособны на рынках России и СНГ. Следует совместными усилиями бороться за устранение причин, мешающих их движению, равно как и перемещению капиталов, услуг, рабочей силы.

Новая модель, очевидно, должна учитывать решающую роль субъектов микроуровня - предпринимательных структур - в развитии экономических отношений в Содружестве и основываться на признании такой роли. Это, однако, не означает, что взаимные экономические связи должны быть полностью отданы "на откуп" предпринимателям, а роль экономической политики государств, институциональных и правовых аспектов сотрудничества - сведена к нулю. Для успешного развития сотрудничества нужны последовательные, целеустремленные взаимодополняющие действия как "снизу", со стороны хозяйственных субъектов, так и "сверху", со стороны государственных органов и формирующихся институциональных структур Содружества.

Такие условия должны включать, в частности, снятие барьеров на пути развития взаимной торговли и других форм сотрудничества, создание эффективной системы взаимных расчетов, скоординированное проведение рыночных реформ, сближение хозяйственных законодательств стран-партнеров, их налоговых, денежно-кредитных систем, внешнеэкономического регулирования. Следует добиваться создания в рамках Содружества эффективного механизма ответственности за выполнение странами-партнерами и их хозяйственными субъектами принятых на себя обязательств.

В этой связи приобретает особую важность правильный выбор приоритетов, определение конкретных направлений взаимодействия партнеров по Содружеству.

Прежде всего следует, на наш взгляд, оживить потенциально перспективные торговые связи, восстановить некоторые кооперационные отношения технологически связанных производств и начать (хотя и в ограниченных масштабах) взаимное инвестирование.

В заключение я хотел бы сказать вот о чем.

Сегодня, может быть впервые за последнее десятилетие сложились предпосылки, делающие реальным соединение политической воли государственного руководства с отечественным деловым миром, промышленниками и предпринимателями, которые должны со своей стороны непредвзято и всесторонне осмыслить уроки реформирования национальной экономики и предложить обществу выверенный сценарий обретения Россией былой мощи и величия. Такая работа в преддверии съезда Правлением была сделана. Предложения на этот счет у делегатов имеются. Они учитывают решения IX и X съездов РСПП, положения и рекомендации руководителей предприятий и организаций, региональных отделений Союза. Предлагаю их обсудить и с учетом мнения делегатов доработать и передать в Правительство.

Новым Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным начата кардинальная реформа федеральных отношений и к будущему году в нашей стране намечается создать совершенно новую политическую конфигурацию.

Мы видим как ясно и настойчиво новый Президент проводит курс на возрождение Великой Державы России. В тоже время мы понимаем, что он возглавил страну не в самое легкое для нее время. Экономика и социальная сфера в своей основе развалены. Плюс ко всему этому весь год полоса техногенных катастроф.

Уверен, что все 1200 делегатов съезда поддержат мое заявление о том, что сваливать на нового Президента все то, что сделали с Россией его предшественники, мы никому не позволим и, надеясь на взаимность всецело поддержим проводимую им внутреннюю и внешнюю политику.

Важно, чтобы экономика никогда и не при каких условиях не стала заложницей политики. Промышленность нельзя отрешить от должности или переизбрать. В этом ее отличие от политики. Экономика не может уйти в отставку. Это - аксиома и надо надеяться, что такое требование жизни будет учтено властными структурами страны в ходе реформ.

Спасибо за внимание.

Москва. Закрытое акционерное общество
"Дом Союзов"
6 октября 2000 года
RSPPR.RU
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован