Главные заблуждения нашего времени: от реформации до неолиберализма

Светлой памяти моего деда Николая Никитовича Воронина, настоящего советского человека и гражданина.
Main

Российское историческое общество Российский университет дружбы народов Центр исторической экспертизы и государственного прогнозирования

Москва
Издательство «Школа великих книг»
2015

 УДК 94(5) ББК 63.4 В75

Воронин С.А. Главные заблуждения нашего времени: от Реформа- ции до неолиберализма. — М.: Изд-во Школа великих книг, 2015. — 232 с.

ISBN 978-5-7396-0360-9

Исследование посвящено комплексному изучению феномену либерализ- ма, его генезису и эволюции от Реформации до современного проекта глоба- лизации. В монографии выявлена и показана тенденция духовной инверсии, возникшей в ХVI веке и определившей контуры англосаксонского аксиоло- гического проекта до наших дней. В научной, не политизированной форме, автор доказывает эффективность либеральной модели исключительно в рам- ках западной цивилизации, акцентирует внимание на невозможность, ненуж- ность и неприменимость либерального проекта для России, Азии, Африки и Латинской Америки, т.е. незападных цивилизаций. Гуманизм и Просвещение рассматриваются как причина и следствие резкого поворота западного челове- ка на путь индивидуализма и секуляризации, как этапы на пути «расколдовы- вания» и рационализации мира. В рамках исследования генезиса и эволюции либерализма уделено внимание и таким стыдливым и неудобным, неполи- ткорректным для современного западного человека темам, как расизм и ра- совые теории, которые также являются неотъемлемыми составными частями либеральной идеологии. В сознании наших современников резко разведены в противоположно полярные стороны Свет Гуманизма и Просвещения, их вклад в мировую культуру и науку, и тьма расизма, нацизма и апартеида. Расизм вос- принимается как досадное недоразумение, некая перверсия на прогрессивной столбовой дороге либеральной западной цивилизации. Автор постарался аргу- ментировано, опираясь на солидную источниковую базу, доказать, что и Про- свещение, и расистские теория и практика являются неразрывными звеньями одной цепи, единого англосаксонского постреформационного мышления, нисколько не противоречащими, а скорее взаимодополняющими друг друга. На конкретных исторических примерах в исследовании показаны пагуб- ные последствия внедрения либеральной политической, экономической и культурной составляющей в российскую действительность со времен Лже- дмитрия I до М.С.Горбачева и либеральных 90-х. В современных условиях, когда на РФ в целом, и на российское образо- вание, в частности, усиливается давление агрессивного либерализма, такие издания, как контридеологический ответ либеральным оппонентам, чрезвы- чайно важны и нужны и могут вызвать интерес не только у специалистов, но и широкого круга читателей, не безразличных к судьбе Отечества. 

Предисловие

Карл Маркс как-то заметил, что сознание, как правило, отстает от реальности. Иными словами, понимание сущности социальных, экономических и политических изменений насту- пает после того, как они случились, произошли, а не предшествует им и даже их не сопровождает. Именно этим неизбежным, историческим отставанием и была продиктована необходи- мость написания этой книги. Работа над ней была начата вес- ной 2011 года – тревожного, противоречивого, насыщенного резким обострением либерального вируса в России в ожидании выборной компании на пост президента, дестабилизацией на Ближнем Востоке и Северной Африке, получившей наимено- вание «Арабской весны» и, в целом, новым витком напряженности в международных отношениях. Значительная часть рос- сийской элиты и российского общества разделяли либеральные настроения, жили в устремлениях на Запад, верили в ценности западного образа жизни. Пишу об этом в прошедшем времени, поскольку события на Украине в 2014 г. внесли значительные коррективы в мировоззрение российского либерального сообщества. Однако глубоко ушедшие в подсознание нашей интеллигенции либеральные корни весьма живучи. Путь избавления от иллюзий и заблуждений тернист и долог, поэтому испыты- ваю надежду, что сей труд не утерял своей актуальности за годы написания и может быть полезен в деле преодоления химер и заблуждений российского сознания и сегодня.

Французский философ и математик ХVIII века Блез Паскаль иронически отмечал, «что истина по одну сторону Пире- неев становится заблуждением по другую». Римский понтифик Пий IX был ещё более радикален и категоричен. Он не только Светлой памяти моего деда Николая Никитовича Воронина, настоящего советского человека и гражданина. 4 разделял подходы Паскаля, но и опубликовал в 1864 году «Перечень главных заблуждений нашего времени», среди которых значились: либерализм, рационализм, протестантизм, взгляд на государство как на источник права, отделение церкви от государства и многое другое. На протяжении почти двух столетий вера в либеральную демократию воспринималась креативным меньшинством как панацея от всех болезней, нередко затяги- вая в свой водоворот целые народы и государства. В XX веке западный либерализм существовал в форме конкуренции двух идеологических проектов, отражающих ценности западной ак- сиологии: марксизма и либерализма, олицетворяя гегелевский подход борьбы и единства противоположностей.

Под понятием «ценности» в современном политическом лексиконе, как известно, понимаются основные принципы устройства семьи, общества и государства, разделяемые боль- шинством граждан. Вводя нравственные критерии в оценки отношений между людьми и государством, свод ценностей служит системой координат, вне которой происходит утра- та идентичности. У каждой цивилизации, претендующей на свое место под Солнцем, следовательно, должен быть свой ценностный код, свой уникальный Проектный язык. В конце 80-х гг. прошлого века СССР отказался от своего проекта, переняв западный ценностный язык, пойдя по пути, подсознательно проторённому Петром I, пути замены традиционных российских ценностей западными симулякрами. Советский Союз распался не в декабре 1991 года, а в де- кабре 1988 года, когда в выступлении Михаила Горбачева на Генеральной Ассамблее ООН прозвучало: «Сегодня мы вступили в эпоху, когда в основе прогресса будет лежать общечело- веческий интерес. Осознание этого требует, чтобы и мировая политика определялась в первую очередь общечеловеческими ценностями. Дальнейший мировой прогресс возможен теперь лишь через поиск консенсуса в движении к новому мировому порядку». В этой фразе квинтэссенция западного аксиоло- гического проекта, англосаксонского либерализма. Отказом от советского проекта и переходом к «европейничанью» М. С. Горбачев задолго до официального распада СССР вынес ему смертный приговор. Перенос чуждого проектного язы- 5 ка оказал на нашу страну самое губительное и разрушающее воздействие. Ведь, как известно, Запад и Россия всегда были оппонентами в понимании фундаментальных принципов мироустройства. Россия всегда выступала как символ традиции и исторического преемства. Либеральный Запад со времен Реформации, вооружившись иудейской этикой, пошел по пути протестантского капитализма, отрицавшего традиции, формируя разрыв прошлого, настоящего и будущего. Фило- софия Гуманизма и Просвещения, поставив человека в центр Мира, сделала ставку на концепцию линейного прогресса, на радикальное отрицание традиции и предания. Разум челове- ка должен был быть уподоблен чистой доске, на которой бы испытанная природа оставляла свои отпечатки. Отрицание ценности предания с целью очищения разума становится ис- ходной методологической установкой либерализма. Именно здесь заложен исток европейского либерального философствования, исключившего Бога из картины мира, ведущего от богоборчества к нигилизму, атеизму и человекобожию.

Именно здесь истоки протестантского «страха Лютера», терзающего Запад на протяжении пятисот лет, здесь истоки утраты смысла бытия и экзистенциального одиночества сов- ременного западного человека. В этой связи рождается воп- рос: «Если неолиберализм не работает сегодня даже в своей ценностной среде, неужели при перенесении набора его инс- трументов на чуждую почву можно достичь значительных позитивных результатов?» Нас всех в очередной раз заманивают в идеологическую ловушку, предлагая сомнительную идеоло- гию в обмен на ресурсы и национальный суверенитет. Бусы в обмен на золото – как во времена конкистадоров. Капкан открыт, нога занесена. Захлопнется он или нет, зависит от нас с вами, оттого насколько мы захотим разобраться в реальном состоянии дел. Надеюсь, сей скромный труд поможет вдумчи- вому читателю навести фокус на сущность генезиса и эволю- ции идеологии либерализма. Моя скромная задача состояла в том, чтобы опираясь на язык исторических фактов и источни- ков, осуществить экскурс в развитие либеральной доктрины, по возможности оставаясь объективным и беспристрастным. Выводы делать Вам. 

Полный текст книги см в Приложении

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован