Эксклюзив
Комаров Юрий Михайлович
21 апреля 2016
4768

Комментарий к подготовленной статье о докторах-миллионниках для публикации в АиФ «Лекарственное обозрение»

Main vrach

В данной статье речь идет о медицинском «запустении» российского села и о попытке привлечь туда врачей, поманив их 1 млн. рублей.  На эту же тему уже опубликована в Новой газете статья «Миллионеры из глубинки ударились в бега», где говорится о провале программы «Земский доктор».

Надо сказать, что несмотря на восторженные чиновничьи отчеты, ситуация в здравоохранении настолько плоха, а разрушение системы зашло настолько далеко и достигло таких размеров, что в поисках выхода из создавшегося положения Минздрав РФ мечется  из стороны в сторону, не имея «царя в голове», т.е. внятной и обоснованной стратегии развития. К таким шараханиям можно отнести:

-проведение скайпа в каждую сельскую избу

-разработанные завиральные медицинские стандарты

-цепляние за наполовину утонувшую систему ОМС (которой почему-то нет в армии, правоохранительных органах, судебной системе и т.д., т.е. там, где присутствует государственная ответственность)

-попытка развития конкуренции при полном (даже не частичном) отсутствии необходимых для этого условий

-перевод здравоохранения на рыночные рельсы, хотя рынок имеет отношение к экономике, а в социальной сфере он вреден, отсюда намерение лечить, но не вылечить

-развитие якобы спасательной идеи в виде государственно-частного партнерства при полном несовпадении их интересов, например, частный сектор заинтересован в росте числа больных

-недопустимое проникновение в жизненно важные сферы частного капитала и коммерческих СМО, единственной целью которых является получение прибыли; в результате получается, что государство осуществляет государственное финансирование государственных ЛПУ через посредника- частных коммерческих СМО

-внедрение аутсорсинга в работу СМП, т.е. передача автомашин СП в ведение частных автопредприятий  (с позиции государства выгода налицо-оплата водителям, содержание автомобилей, с позиции автпредприятия- некоторая выгода в том, что можно использовать дополнительный автотранспорт в своих нуждах, невыгодность в том, что число вызовов СМП будет неуклонно расти, что потребует отвлечения автотранспорта, с позиции пациентов- смертность будет расти). Отсюда следует, что никак нельзя все в здравоохранении переводить на экономическую основу: выгодно-невыгодно

-и т.д. и т.п.

К числу таких нововведений можно отнести и систему направления врачей на село, т.е. в те места, откуда их вместе с фельдшерами, медсестрами и акушерками благополучно изжили, позакрывав нерентабельные с позиции нынешних чиновников больницы, амбулатории, роддома, ФАПы. Согласно не вполне грамотного ФЗ №326 (часть 12 статьи 51) врачам до 50 лет, прибывшим на село или в поселок, полагается единовременная выплата в 1 млн. рублей, 60% из которых предоставит фонд ОМС, а остальное- местный бюджет.  Наивно считается, что таким образом произойдет переток кадров и можно   будет дополнительно трудоустроить более 5000 врачей. Однако сплошь и рядом врачи, купившиеся на это обещание, либо уехали обратно, либо утонули в судах, добиваясь положенных по закону выплат. Из вначале  отдельных примеров, такая ситуация превратилась в систему. Политика государства заключается в том, чтобы деньгами откупиться от проблем пациентов и врачей, вместо того, чтобы их решать и постоянно заниматься ими, что конечно же будет отвлекать чиновников от их важных задач. Как недавно пафосно заявил премьер Медведев, реформы в стране не будут проводиться в ущерб гражданам, что, подумать только, вызвало аплодисменты у депутатов ГД. Можно провести аналогию с материнским капиталом, который не сыграл ожидаемой чиновниками роли в стимулировании рождаемости. Вместо того, чтобы систематически заниматься проблемами матерей с детьми, повысить смешное пособие для детей от 1.5 лет и создавать для работающих мам все необходимые условия (во Франции, к примеру, со времен Шарля де Голля создана целая система со 100% обеспечением детскими дошкольными учреждениями, вплоть до ежемесячного пособия работающей матери для найма сиделки к ребенку), у нас откупаются от них материнским капиталом. Такая же картина и с врачами на селе. Вместо подъемных, помощи в переезде, предоставления жилья, оплаченных коммунальных услуг,  помощи в развитии приусадебного хозяйства, льготного повышения квалификации и творческого роста, льгот для детей и т.д. (все это было в «гнилое» советское время) предусмотрено разовое выделение 1 млн. рублей, которые еще нужно суметь получить. Этим самым государство откупается от значимой для страны проблемы, не собираясь ею заниматься постоянно. В целом на программу «Земский доктор! Выделено 3.2 млрд. рублей. По весьма скромным оценкам в здравоохранении не хватает в целом 115 тысяч врачей и медсестер и даже ставится вопрос о том, как вернуть врачей в больницы. Ежегодно медвузы заканчивают 20 тысяч врачей, но треть из них вообще уходит из профессии, а остальные пытаются устроиться в городские частные клиники, хотя имеет место слабо контролируемая попытка запрета выпускникам в течение 5 лет  работать в частных структурах. Кроме зарплаты врачей отпугивает усиленный прессинг чиновников, регулярный формальный контроль за их работой со стороны проверяющих органов (Росздравнадзор, фонды ОМС, СМО с наложением штрафных санкций и т.д.), сложности профессионального роста, отсутствие трудовой и профессиональной защиты, полная зависимость от руководства и т.п. Все это привело к провалу программы «Земский доктор». Примерно тоже самое можно сказать и о московской коммерческой программе «Доктор рядом», которую возглавил мало что в ней понимающий математик-финансист. Фактически это должна быть ПМСП с врачом общей практики. Но как правильно это все должно быть организовано пока является большой загадкой для медицинских чиновников, что ведет к полной дискредитации весьма прогрессивной и нужной системы. Даже в ВШЭ, где пытаются пропагандировать развитие ПМСП, нет правильного понимания того, что она собой представляет и как должна быть организована. Из изложенного следует, что не все в здравоохранении упирается в деньги (точнее- в недостаточное финансирование, которые либо опять не туда потратят, либо разворуют. Главное заключается в правильной организации всей системы, всех ее уровней.

Комаров Ю.М., доктор меднаук, профессор, заслуженный  деятель науки РФ, член Комитета гражданских инициатив

-

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован