18 апреля 2007
3263

Конкурентоспособность как национальная идея

В своем майском (2006 г.) Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.Путин вновь поставил вопрос о конкурентоспособности России. При этом конкурентоспособность понимается Президентом РФ в очень широком плане: пару лет назад он говорил о том, что "конкурентоспособным должно быть все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура". В своем выступлении перед доверенными лицами накануне президентских выборов 2004 г. В.Путин выразил мнение, что в достижении конкурентоспособности и состоит так называемая национальная идея.
Экономическая составляющая этого проекта должна сводиться к двум ключевым идеям: национальная модернизация в условиях перехода к постиндустриальному обществу, включая в первую очередь обеспечение гражданам должного качества жизни и политических свобод, и осторожная, но достаточно быстрая интеграция России в мировое экономическое пространство на правах равного партнера наиболее развитых стран. Эти две задачи неотделимы друг от друга: решение ни одной из них невозможно без решения другой.
Первая задача напрямую связана с переходом России к инновационному типу развития (в противовес мобилизационному типу, который сегодня уже невозможен), а в чисто экономическом плане - с переходом к "экономике знаний", которая определяет сегодня развитие постиндустриального мира. Вторая - с обеспечением конкурентоспособности России, ее экономики, отдельных отраслей, компаний.
Между тем сегодня по основным показателям конкурентоспособности Россия занимает последние места. В целом по индексу текущей конкурентоспособности она пока занимает 75-е место в мире. Проблема заключается в том, что Россия не обладает прогрессивными организационными и социальными технологиями. Так, в управлении предприятиями низка общая квалификация менеджеров, особенно финансовых. Слабые конкурентные позиции у нас и по маркетингу, эффективности производственных процессов, контролю за издержками, управлению че-ловеческими ресурсами, общему управлению компаниями. В сфере технологии низка способность к восприятию инноваций, практически отсутствует защита интеллектуальной собственности, не налажен технологический трансферт посредством прямых иностранных инвестиций и лицензирования иностранных технологий. Инфраструктура отличается слабым развитием современной связи и недостаточными инвестициями в телекоммуникации, в то время как последние, наряду с информационными технологиями, представляют собой магистральные направления технологического развития. Деятельность Правительства страдает от воздействия на нее групп влияния, от неэффективности государственных расходов.
И все же экспертные оценки конкурентоспособности России порой излишне пессимистичны. В стране имеется совокупность экономических, социальных и политических факторов, отражающих на-копленный конкурентный потенциал, его материальное и интеллектуальное богатство, поэтому России необходимо определить стратегию повышения конкурентоспособности и выработать механизм ее реализации. Основными конкурентными преимуществами российской экономики являются, наряду с природными ресурсами и достаточно образованной и квалифицированной рабочей силой, накопленный научно-технический потенциал, транспортные возможности, транзитный потенциал, относительно емкий внутренний рынок.
В России примерно 12% ученых мира (имея в виду не только технические, но и гуманитарные дисциплины), и вместе с тем ее доля в мировом инновационном рынке составляет 0,3%. Это чудовищный разрыв. И он говорит о том, что в России нет того механизма (который существует в развитых странах, в Америке, в Европе, в частности, в Германии) преобразования идей, высоких технологий, инноваций в рыночный продукт. Т.е. отсутствуют эффективные центры инновационного развития. Еще один фактор - подготовка кадров, которые в состоянии осуществить трансферт технологий. На сегодняшний день в России по сути дела нет менеджеров, которые способны заниматься инновационной деятельностью как в составе ВУЗов и НИИ, так и на производстве.
Если раньше главным для общества было образование, затем инвестиции, то сегодня в экономике знаний главным является формирование творческих личностей. Потому что именно они составляют основу современных обществ. И сейчас одним из наиболее ценных активов любой компании являются контракты с людьми, которых знает мир. Они повышают капитализацию этой компании. И если в России не будут понимать принципов функционирования экономики знаний, она не сможет разработать стратегию перехода к такой экономике.
В России есть интеллектуальный потенциал. Он существует в виде квалификации, репутации и знаний. Но на инновационном рынке ценится не это. Необходимо этот потенциал трансформировать в капитализированные активы. Т.е. квалификация на рынке реализуется в виде сертификатов и лицензий, репутация - в виде брэндов, а знания - в виде прав интеллектуальной собственности. Иначе на рынок выходить не с чем.
Поэтому надо создать механизм, который бы преобразовывал потенциал в капитал. Этого механизма в России нет, а в развитых странах - есть. Для перехода к экономике знаний России не хватает ключевых фигур, которые являются инновационными менеджерами. И механизма в виде технологического брокера, который смог бы продвигать новые разработки на рынок. Первоочередные шаги, которые необходимо сделать: внести поправки в законодательство; обеспечить всемерную поддержку инновационного менеджмента; развить систему технологического брокерства.
Необходима разработка программы "создания равных условий конкуренции для всех предприятий", предусматривающей многократное увеличение расходов на стимулирование НТП, создание механизмов долгосрочного кредитования производственных предприятий и рефинансирования банковских кредитов под развитие производства, предоставление гарантий под экспортные кредиты, введение компенсационных пошлин и других защитных мер против недобросовестной торговой практики со стороны импортеров.
Сценарием для современной России не может быть "догоняющая модернизация". Ей необходима стратегия прорывного, "опережающего развития" за счет форсированного перехода к "экономике знаний". Эта стратегия должна заключаться в переходе к модели радикально-инновационного типа экономического развития. Только такая модель позволит России войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, использовать преимущества глобализации и иметь необходимые экономические и политические ресурсы, чтобы противостоять ее рискам и вызовам. Реализация этой модели позволит решить поставленную Президентом РФ задачу по обеспечению конкурентоспособности страны.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован