21 марта 2013
6552

Круглый стол `Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов` прошел в Москве

9 мая 2010 года народы России и других государств будут отмечать 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне, ставшей одной из самых величайших трагедий в истории человечества. К сожалению, в последнее время участились попытки исказить историю войны и победы: принижается значение вклада советского народа и Красной Армии, отрицается Холокост, преуменьшается жестокость оккупантов, ставится знак равенства между СССР и фашистской Германией. В некоторых странах не только героизируются гитлеровские пособники, но и выдвигаются обвинения против советских солдат и партизан в мифических преступлениях.

21 апреля 2010 г. в Москве в в Малом кинолекционном зале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся круглый стол "Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Участникам круглого стола были представлены материалы стендов музея (фотографии, предметы, письма), рассказывающие о патриотической деятельности религиозных организаций в годы Великой Отечественной войны.

Круглый стол был организован комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, при поддержке музея, кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Его организаторы стремились отдать дань памяти беспримерному мужеству и стойкости защитников нашей Родины, стремились осветить некоторые малоизвестные факты нашей истории.
Информационными партнерами "круглого стола" выступали "Русский обозреватель" и "Интерфакс-религия".
Программа "Добрососедство" и участвующие в ней организации, в частности Международный неправительственный фонд "Добрососедство", и общественные активисты также оказали в проведении конференции информационную и организационную помощь и поддержку, приняли личное участие в акции.

В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, Правительства, Общественной палаты, министерств и ведомств, ученые, священнослужители Русской православной церкви, представители мусульман (Центральное духовное управления мусульман России), а также представители других христианских конфессий, в том числе католики (Конференция католических епископов России), протестанские конфессии (Российский объединённый союз христиан веры евангельской (пятидесятники)_и Западно-Российского союза церкви христиан-адвентистов седьмого дня), представители иудаизма, буддизма (Буддийская традиционная сангха), научных учреждений (профессора РАГС и МГИМО), правозащитные и молодёжные организаций, в том числе Московской областной молодежной общественной организации "Военно-исторический центр "Искатель".

Вёл круглый стол Председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов. В нём приняли участие также член Совета Федерации, президент Фонда Андрея Первозванного С.Е. Щеблыгин, директор Центрального музея Великой Отечественной войны генерал-лейтенант Владимир Забаровский, профессор Российской академии госслужбы при президенте РФ Василий Пинкевич, Президент фонда "Холокост" Алла Гербер, ректор Православного Свято-Тихоновского богословского университета, главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Воробьев, председатель Издательского совета Московского патриархата, протоиерей Владимир Силовьев, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, ветеран Великой Отечественной войны, один из старейших насельников Саввино-Сторожевского монастыря отец Самуил, заместитель председателя ЦДУМ России, муфтий ХМАО Тагир Саматов, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, МВД и МЧС РФ Федерации еврейских общин России, раввин Аарон Гуревич, управляющий делами Российского объединённого союза христиан веры евангельской Константин Бендас, Исполнительный директор Оргкомитета 400-летия Народного единства Ярославля Павел Илларионов, заместитель постоянного представителя

Буддийской традиционной сангхи Геннадий Цыренжапов, координатор информационной программы проекта "Историческая память" партии "Единая Россия" Степан Медведко, главный редактор духовно-просветительского журнала "Мусульмане" Мурат Заргишев, директор Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республике Тыва Каадыр-оол Бичелдей.
Программу Добрососедство представляли Директор её проектов, историк Юрий Московский, пресс-секретарь Валентина Коковихина, волонтёр Егор Леонтьев и другие.
Перед началом заседания директор Центрального музея Великой Отечественной войны генерал-лейтенант Владимир Забаровский представил экспозицию "Благословение на Победу", рассказывающую о деятельности религиозных организаций во время Великой Отечественной войны, об их вкладе в достижение Победы и патриотической деятельности.
С громадным интересом участники круглого стола ознакомились с материалами стендов музея (фотографии, предметы, письма), подготовленных при участии религиозных организаций.
Председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов в своем выступлении выразил сожаление, что роль советских религиозных организаций в Победе над германским нацизмом исследована чрезвычайно мало. "Эта тема крайне важна, - сказал депутат. - Нужно больше научных исследований по этому вопросу, больше и художественных произведений".
Участники "круглого стола" отметили, что тяжкие испытания, выпавшие на долю верующих в предвоенные десятилетия, не смогли поколебать их любовь к родной земле, к ближнему, готовность к самопожертвованию во имя справедливости. Смертельная угроза, нависшая над Отечеством, сплотила представителей различных конфессий и национальностей в их горячем стремлении словом и делом способствовать скорейшему разгрому захватчиков.
Президент фонда "Холокост" Алла Гербер от имени всех российских евреев выразила благодарность ветеранам Великой Отечественной войны. По ее словам, иудаизм как религия смог продолжить существование исключительно благодаря советским солдатам. "Иерархи Русской православной церкви с первых дней войны выступили с призывом к защите Отечества, - напомнил профессор Российской академии госслужбы при президенте РФ Василий Пинкевич. - В 1941 году одни только московские церкви собрали и передали на нужды обороны свыше 5 миллионов рублей".
Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в первый же день войны написал "Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви", в котором призвал русский народ на защиту Отечества: "В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями.
Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых пра-вославных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15. 13). Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его не касательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу... Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу".
Воззвание первосвятителя РПЦ было прочитано в московском кафедральном Богоявленском соборе 28 июня 1941 г. на торжественном молебне о даровании победы русскому воинству.
"Победа над нацизмом стала неизбежна именно в 1943 году, когда Сталин принял окончательное решение прекратить гонения на Церковь и опереться на нее", - отметил глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов.
От имени мусульман на мероприятии выступил заместитель председателя ЦДУМ России, муфтий ХМАО Тагир Саматов. Он напомнил о том, что в первые же дни после нападения врага ЦДУМ обратилось к мусульманам с призывом встать на защиту Отечества. Как рассказал муфтий, в мае 1942 года состоялось чрезвычайное совещание Духовного управления во главе с муфтием Абдуррахманом Расулевым, на котором была принята фетва богословско-правовое заключение) об объявлении джихада немецко-фашистской агрессии, призывавшая всех мусульман принять участие в защите общей Родины. Тогде же муфтий Абдурахман Расулев заявил, что любовь к Родине и ее защита являются неотъемлемой частью исламской веры. Некоторое время спустя председателями ЦДУМ и верующими были собраны и направлены в Москву средства на строительство танковой колонны.
Заместитель постоянного представителя Буддийской традиционной сангхи Геннадий Цыренжапов выступил с обстоятельным докладом о той роли, которую сыграли народы России, традиционно исповедующие буддизм в Великой Отечественной войне.
О роли тувинского народа и Народной Республикой Тува, которая до 1944 года была самостоятельным государством, объявившим войну нацисткой Германии, сделал доклад Директор Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республике Тыва Каадыр-оол Бичелдей.
Одной из центральных экспозиций выставки стали стенды книг, представленных Издательством Московской Патриархии. И в рамках круглого стола прошла презентация книги А.А. Керсновского "Философия войны", выпущенной Издательством Московской Патриархии. Главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев отметил: "В преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне Издательство Московской Патриархии выпустило книгу Антона Керсновского "Философия войны". Как совместить войну и христианскую мораль, что на самом деле скрывается за идеей непротивления злу насилием? Керсновский аргументированно, основываясь на Священном Писании, опровергает то, что когда-то было декларировано Л. Н.Толстым, и развивает тему патриотизма, воинского духа".
Председатель синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов подчеркнул: "Мне хорошо знакомы труды этого автора. Действительно, есть видимое противоречие - с одной стороны война, пролитие крови, смерть, а с другой стороны - слава, торжество справедливости и защита тех, кого убивают. Как это можно совместить? Такие книги очень полезны не только для православных, но и для любого человека, потому что религиозные принципы подхода к этой теме общие. Священнослужители разных религий, участвующие в окормлении военнослужащих, должны хорошо владеть возможностью повлиять на духовную составляющую нашего воина. Тогда воинство и приобретет то главное, что должно у него быть, - это дух".
Книга выдающегося русского военного мыслителя А.А. Керсновского (1907-1944) "Философия войны" представляет собой осмысление понятия войны во всех ее аспектах: духовно-нравственном, морально-правовом, политическом, собственно военном, административном, материально-техническом. Книга адресована преподавателям высших военных и духовных учебных заведений; специалистам, историкам и философам; кадровым офицерам и тем, кто готовится ими стать; адъюнктам, слушателям и курсантам военно-учебных заведений; духовенству, окормляющему военнослужащих; семинаристам и слушателям духовных академий, готовящихся стать военными священниками; аспирантам и студентам гуманитарных специальностей, а также широкому кругу читателей, интересующихся русской военной историей, историей русской военной мысли.
Книга издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Проект осуществлен при поддержке Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
Участники круглого стола говорили о недопустимости искажения фактов истории. Так же они отметили, что фальсификация исторических событий должна неизменно встречать самый решительный отпор.
Представители религиозных организаций выступили за распространение в России и за ее пределами объективной информации о войне и Победе, 65-летие которой будет отмечаться в этом году.
Участники круглого стола приняли совместное заявление, в котором призвали власти и граждан России сделать все, чтобы не допустить искажения фактов истории и сохранить историческую память о вкладе Русской православной церкви и других религиозных организаций в общее дело Великой Победы. В нём говорится: "Опыт плодотворного соработничества государства и религиозных организаций в период ВОВ занимает особое место в истории российских государственно-конфессиональных отношений и заслуживает пристального внимания".
Участники слушаний в своих выступлениях отмечали, что Великая Отечественная война - это не только борьба идеологий или социальных строев, это борьба за веру и правду. Вклад Русской православной церкви и других конфессий России поэтому не поддается количественной оценке, и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил советский народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад религиозных организаций в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.

Итоговый документ "круглого стола" гласит:
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя"
; (Евангелие от Иоанна 15. 13)
День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне, мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби.
К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от "коричневой чумы", освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники, совершаются акты вандализма в отношении захоронений.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно обращалась с заявлениями к парламентам мира с предупреждением об опасности политики, направленной на ревизию итогов Второй мировой войны, принижение реального вклада нашей страны в общую победу над фашизмом. Считая полезным состоявшееся публичное обсуждение вопросов, касающихся патриотической деятельности религиозных организаций в годы Великой Отечественной войны, участники "круглого стола" полагают важным отметить следующее.
Великая Отечественная война потребовала мобилизации не только всех имевшихся в СССР экономических и организационных ресурсов, но и максимального использования морального и духовного потенциала российского народа.
Первые же месяцы войны подтвердили пагубность сформировавшейся в 30-ые годы государственной политики жесткого подавления религии, развеяли иллюзию о ее "преодолении" и "торжестве" безбожного движения. Стало очевидным, что в нашей стране продолжали жить и трудиться миллионы граждан, лишенных права свободно и открыто исповедовать свою веру.
Однако тяжкие испытания, выпавшие на долю верующих в предвоенные десятилетия, не смогли поколебать их любовь к родной земле, к ближнему, готовность к самопожертвованию во имя справедливости. Нависшая над Отчизной смертельная угроза сплотила представителей различных конфессий и национальностей в их горячем стремлении словом и делом способствовать скорейшему разгрому захватчиков.
Невозможно переоценить значение прозвучавшего 22 июня 1941 года обращения митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) к духовенству и пастве с благословением на защиту священных границ Отечества. Наряду с Патриаршим Местоблюстителем свою патриотическую позицию ясно выразили руководители и других религиозных объединений.
Террор немецко-фашистских оккупантов был решительно осужден собравшимися в Уфе представителями мусульманского духовенства, а председатель Центрального Духовного управления муфтий Абдурахман Расулев заявил, что любовь к Родине и ее защита являются неотъемлемой частью исламской веры.
В письме-воззвании к верующим руководителей союзов баптистов и евангельских христиан говорилось: "Дорогому для всех христиан имени Христа Германия хочет противопоставить имя кровавого фюрера... . Будем мы, верующие, лучшими воинами на фронте и лучшими работниками в тылу!". Старообрядческий архиепископ Иринарх (Парфенов) призвал оказывать всяческое противодействие врагу на оккупированной территории в рядах партизан и доблестно служить в Красной Армии.
Представители конфессий развернули сбор пожертвований в фонд обороны. Собирались деньги и драгоценности, вещи и продукты питания, оказывалась помощь военным госпиталям и детским домам. По призыву религиозных деятелей велся сбор средств на постройку танков и самолетов.
В годы войны в полной мере проявились лучшие человеческие качества наших соотечественников . Неустанное пастырское служение продолжали нести с риском для жизни священники Псковской духовной миссии. В сложнейших условиях заботился о раненых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) - выдающийся хирург и ученый, причисленный Русской Православной Церковью к лику святых в 1996 году. А сколько христианской жертвенности явила собой гибель в фашистских застенках генерала Дмитрия Карбышева!
Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений. Именно твердая уверенность российского народа в неминуемом разгроме врага, основанная на патриотизме и религиозной вере, стала одним из слагаемых Великой Победы. Сберечь народное единство, достигнутое в годы войны, сохранить общую историческую память - значит создать прочный ценностной фундамент для наших потомков.
И сегодня, в начале XXI века, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что многовековые духовно-нравственные ценности по-прежнему остаются тем животворным источником, из которого российское общество должно постоянно черпать свои внутренние силы.
Опыт плодотворного соработничества государства и религиозных организаций в период Великой Отечественной войны безусловно занимает особое место в истории российских государственно-конфессиональных отношений и заслуживает самого пристального внимания. В целях сохранения исторической памяти о вкладе Русской Православной Церкви, других религиозных организаций в дело Великой Победы участники "круглого стола" считают необходимым распространение в России и за ее пределами объективной информации на эту актуальную тему.
В этой связи представляется весьма желательным:
проведение с участием ветеранов Великой Отечественной войны соответствующих конференций, семинаров, бесед, в том числе в молодежной аудитории, кинопоказов, выставок книг, архивных документов и фотовыставок;
оказание государственной поддержки научным исследованиям, изданию произведений современного искусства и литературы, посвященных вышеназванным вопросам;
надлежащее отражение соответствующей проблематики в учебно-методических пособиях по отечественной истории;
информирование широкой общественности через светские и конфессиональные средства массовой информации о работе настоящего "круглого стола".
Участники "круглого стола" выражают искреннюю надежду на то, что их предложения найдут отклик у государственных и негосударственных учреждений и организаций, включая общественные и религиозные, и они учтут их в своей практической работе по увековечению подвига российского народа в Великой Отечественной войне, подвига, о котором должны всегда помнить и нынешнее и будущие поколения.
Участники "круглого стола" свидетельствуют также о недопустимости искажения фактов истории и заявляют, что фальсификация исторических событий должна неизменно встречать самый решительный отпор"
Сберечь единство народов России, достигнутое в годы Великой Отечественной войны, сохранить общую историческую память - значит создать прочный фундамент для наших потомков. Таков был вывод, к которому пришли участники встречи.
После основной дискуссии участникам "круглого стола" был представлен короткометражный документальный фильм об основании православного монастыря на Вяземском ратном поле.

Собственная информация
Информационного портала "Добрососедство"
с использованием материалов СМИ
http://dobrososedstvo.info/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован