Эксклюзив
Комаров Юрий Михайлович
10 февраля 2016
5127

О размещении сети учреждений по отношению к компактно проживающему населению

Поводом для размышлений на эту тему послужили требования Минздрава РФ к размещению медицинских организаций с учетом временной доступности к амбулаторной, скорой медицинской и специализированной помощи, а также к рекомендуемой численности прикрепленного к ним населения. Особенно впечатлила часовая ходьба к организациям первичной медико-санитарной помощи. Многие пожилые люди просто не дойдут и умирать станут по дороге. Но в этом уже ничего удивительного нет, ведь уже стали умирать в очереди на прием к врачу. Все  данные Минздрава РФ не имели под собой какой-либо научной основы, поскольку потребности населения (в объемах, качестве и доступности) в различных видах медицинской помощи (врачи разных специальностей, койки разного профиля, бригады скорой помощи и т.д.) не определялись свыше 40 лет. А не определялись они потому, что Минздравом РФ такая научно-исследовательская работа, ранее приуроченной к всеобщим переписям населения, была ненужной и не заказывалась. Отсюда и проистекают многие дефекты современного здравоохранения. Скажем, при разработке Программы государственных гарантий (ПГГ) можно исходить из потребностей населения, либо из финансовых возможностей общества, либо из того и другого вместе взятого. Но потребности, как видим, не изучались, финансирование не «покрывало» всю программу, следовательно, данные ПГГ были весьма и весьма условными, а, скорее всего, среднепотолочными.  Вполне возможно, что работники Минздрава РФ учитывали заболеваемость населения (общую, впервые выявленную и с утратой трудоспособности). Однако, как известно, эта заболеваемость никакого отношения к здоровью граждан и их потребностям не имеет, поскольку регистрируется только при обращаемости. Если в районе не будет окулиста, то не будет и глазной заболеваемости, т.к. некому будет ее регистрировать. Поэтому данная заболеваемость характеризует не здоровье, а ресурсные возможности здравоохранения и их пропускную способность. Все это не имеет отношения к частным клиникам, к их планированию и нормированию, поскольку после открытия в определенном месте, где как бы ожидался поток больных,  они могут прогореть и самоликвидироваться, либо перебраться в другое место. Исходя из всего изложенного, градостроительные принципы что для города, что для села не должны существенно отличаться: учреждения общего типа  (назначения) должны быть максимально приближенными к населению, а специализированные- могут быть на расстоянии. В настоящее время в РФ насчитывается 2390 городских населенных пунктов (городов-46%, поселков городского типа-54%), что для огромной страны ничтожно мало, при том, что их численность с каждым годом постепенно уменьшается. При этом вымирают не только небольшие городские поселения, но и  в относительно крупных городах наметились негативные процессы. Так, за последние 20 лет число городских населенных пунктов стало меньше на 720. Это означает, что сейчас крайне необходимо создать рационально организованную иерархическую  (а не хаотическую) городскую инфраструктуру с учетом административного деления на внутригородские муниципальные образования и городские округа. В городах вблизи компактно проживающих жителей (в том числе в микрорайонах) должны размещаться магазины-палатки в пешеходной доступности (булочные, молочные, овощные и т.д.), начальные школы с тем, чтобы школьники младших классов не переходили через улицы и магистрали, правильно организованная первичная медико- санитарная помощь в виде общих врачебных практики и  линейных бригад скорой медицинской помощи (СМП), пункт охраны правопорядка с избираемым полицейским и др. На втором уровне- управы- могут находиться консультативно-диагностические центры (бывшие поликлиники), крупные магазины, средние школы со школьными автобусами, ремонтные мастерские, почта, сберегательная касса, больницы общего типа (до 5-6 отделений), диспансеры, суды присяжных, библиотеки, кафе, подстанции специализированной  СМП,  Дома культуры с залом, библиотекой, секциями и кружками, предприятия бытового назначения, кинотеатры. На третьем уровне (окружной, городской) могут размещаться средние специализированные или высшие учебные заведения, специализированные клиники, станция специализированной СМП, противопожарная и сан-эпидслужбы, главные почтамт  и телеграф, полиция, суды, театры, сетевые магазины, торгово-развлекательные центры, рынки, рестораны, музеи. Не случайно в наших городах преобладали  радиально-кольцевое построение улиц и магистралей.

 На селе в силу меньшей заселенности, значительных расстояний, состояния дорог и транспортных сообщений картина вырисовывается несколько иная при тех же самых принципах. В настоящее время в сельской местности можно выделить отдельные населенные пункты с общинным самоуправлением, опорные сельские пункты или центры поселений, сельские участки, сельские зоны, районный и межрайонные уровни.  Следует отметить, что сельские поселения стремительно исчезают с карты страны, что обусловлено проводимой политикой. Она направлена на ликвидацию сельскохозяйственного производства и рабочих мест, на отсутствие элементарных коммунальных удобств, включая газоснабжение и т.д. В результате значительное число сельских поселений, особенно на севере Центрального округа и на Северо-Западе, просто вымирают и там смертность значительно превышает рождаемость. Только за последние 20 лет исчезло свыше 6000 сельских поселений.  Земля зарастает и не обрабатывается.  Общинное хозяйствование окончательно разрушено, а фермерские инициативы всемерно подавляются и не очень поддерживаются на уровне чиновников. А ведь когда-то Россия была крупной сельскохозяйственной державой и 85% населения проживало в селах. Согласно ФЗ №131 крупные населенные пункты с числом жителей свыше 1000 человек могут входить в состав территории сельского поселения. Но таких поселений всего 7.7 тысяч, а если снизить предел до 500 жителей (а это по нынешним меркам довольно крупный населенный пункт), то тогда их число возрастет до 17.4 тысяч. В небольших (до 500 жителей) сельских поселениях ФАП не разместить, значит, нужно готовить парамедиков, туда по графику должны выезжать фельдшер или врач, продовольственные или промтоварные передвижные лавки, возможно открытие палаток или небольших магазинчиков с товарами повседневного спроса. Там же при наличии даже небольшого числа детей раннего школьного возраста необходимо организовать «однокомнатные школы» по типу хорошо оснащенных американских  One-room school. Более старшие дети должны перевозиться школьными автобусами в центральные поселения. Между разными поселениями и опорными селами должно существовать транспортное сообщение. В центрах поселений (свыше 500 жителей) может быть организовано  какое-то производство (сельскохозяйственное, перерабатывающее или другое), находиться детское дошкольное учреждение и средняя школа, ФАП, клуб или любое другое культурно-досуговое учреждение, библиотека, почта с отделениями банка, пункт полиции, пожарная служба, магазины, многофункциональные сервисные центры и т.д. Примерно такой же набор учреждений может быть на сельских участках и сельских зонах, куда добавляются общие врачебные практики или врачебные амбулатории. В районе помимо прочего должны быть муниципальная полиция и суд, районная больница (минимально на 4-6 отделений) с консультативно-диагностическим центром и линейными бригадами  скорой медицинской помощи, районная библиотека, филиал областной пожарной службы, среднее специальное учебное заведение сельскохозяйственного назначения. На межрайонном уровне (на пересечении транспортных сообщений может находиться более специализированная больница. Конечно, это весьма примерная схема размещения разных учреждений, в первую очередь медицинского назначения. Более точные данные можно получить в результате исследований состояния здоровья населения и его действительных потребностей в различных видах медицинской помощи. Нельзя забывать о том, что школа, медицинское учреждение и библиотека являются очагами культуры на селе и совместно с избираемым главой поселения или сельским старостой  как- бы служат представителями  государства. Главное-  не допустить дальнейшей ликвидации  сельских населенных пунктов, вдохнуть в них жизнь и поддерживать их развитие. Не народ должен быть для удобства власти в виде ликвидации, укрупнения поселений, а власть должна создавать удобства для народа, где бы он не проживал. Мною уже отмечались некоторые особенности взаимоотношения власти и народа («Время камни собирать», 2015, 413 с.), и к этому вроде можно было бы не возвращаться. Но в последнее время власть значительно усилила прессинг населения. Это видно на некоторых следующих примерах:

-перевод всей инфраструктуры на коммерческие рельсы, что требует закрытия многих сельских поселений и малых городов с переселением людей, поскольку якобы экономически невыгодно тянуть туда линию электропередач, газ, возить почту, содержать медицинские учреждения и роддома и т.д.

-не желание проводить давно назревшую реструктуризацию экономики, возрастающие бюджетные расходы не на пользу налогоплательщикам

-несмотря на громогласные заявления повсеместное подавление инициативы, малого бизнеса, индивидуально-фермерского хозяйства в угоду олигархам и крупным «предпринимателям»

-широкое и весьма ощутимое финансовое давление на населения в виде снижающихся зарплат и общих доходов подавляющего числа граждан (кроме состоятельных людей и чиновников всех уровней), повышения разнообразных налогов, роста цен на всё

-платность и коммерциализация образования и здравоохранения, что значительно снижает их доступность

-правительственной поддержке частных коммерческих страховых медицинских организаций, имеющих главной целью- получение прибыли и паразитирующих на деньгах для больных

-всяческой поддержке коммерсантов, поставляющих не всегда качественные продукты питания и взимающих налоги на проезд по автодорогам, называя  мурманских и сибирских дальнобойщиков дагестанскими контрабандистами

-необоснованном  сносе (якобы по просьбе граждан) палаточных павильонов по всей Москве. Несмотря на «сказки» властей продуктовые ряды на трамвайном круге у метро «Войковская» стояли не над метро, под ними не было важных коммуникаций, занимаемые ими земельные площадки трудно использовать в других целях. А гражданам (их, конечно, никто не спросил) было удобно, т.к. в пешеходной доступности можно было купить хлеб и овощи. Все это делалось  (т.е. ущемление малого бизнеса) в угоду владельцев крупных магазинов. Правда, испугавшись множества судебных исков, власть после разрушения пошла на попятную, но неприятный осадок остался. Все это только способствует снижению рейтинга властных структур, что весьма болезненно в предвыборный период, и росту напряженности в обществе, несмотря на долготерпение граждан.

Комаров Ю.М., доктор мед.наук, профессор, засл. деятель науки РФ, член бюро Исполкома Пироговского движения врачей, член Комитета гражданских инициатьив

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован