16 декабря 2006
3840

С.В.Кортунов: Грядет ли Пятая Империя?

В последнее время в России неожиданно оживилась дискуссия о ее возможном имперском будущем, которая не прекращается с момента распада СССР. В этом году в политических и экспертных кругах на эту тему идут по крайней мере четыре дискуссии: вокруг изданной в начале июля 2006 г. новой книги Е.Гайдара "Гибель Империи. Уроки для современной России" , в связи с опубликованным в конце 2006 г. в газете "Завтра" эссе А. Проханова "Симфония "Пятой Империи" , в электронных ресурсах АПН и Интеллигент.
Многие серьезные историки и философы (В.Махнач, Д.Володихин, Б.Межуев и др.) поставили эту старую тему как бы в новом ракурсе, приводя убедительные аргументы в пользу имперского будущего России, разумеется, в современном понимании. И даже высказались предельно категорично: "имперская Россия или - ее самоликвидация", что означало бы "геополитическую катастрофу глобального масштаба".
Другие не менее уважаемые эксперты пришли к выводу, что шанс вернуться к имперской (не путать с империалистической!) политике был Россией упущен уже в первой половине 90-х годов, и, таким образом, "имперская судьба России не состоялась". Дело в том, что империя, например, по В.Гущину, - это не состояние экономики и финансов, а "состояние духа, направленного и сосредоточенного на накоплении силы, власти и богатства в интересах страны и народа" . Но именно по этому состоянию духа российскими либералами в 90-е годы прошлого века и был нанесен сокрушительный удар.
Поэтический гимн созданию новой российской империи сочинил А.Проханов: "Первой Империей" была Киевская Русь. "Второй" - Московское царство Рюриковичей. "Третьей" - "белое царство" Романовых. "Четвертой" - "красный" Советский Союз. Мы - свидетели зарождения "Пятой Империи". Она еще не видна. Ее зачатие почти никто не заметил. Кругом все те же карканья, клекот и хрип. Но священное зачатие состоялось. Так будем следить, как в снегах и зорях взращивается эмбрион". И далее: "Хрупкий драгоценный кристаллик новой русской государственности, бриллиантик "Пятой Империи" взращивается среди кромешной схватки эпох. Ему не хватает света - отсутствует "фокус", сквозь который проходят лучи минувших времен. Не хватает волшебной дудки, в которую дуют таинственные творящие силы, веют мистические ветры, собирая рассыпанные корпускулы власти, разрозненные частицы исторического времени. Ослабленный схватками, замутненный вихрями битвы, таинственный дух истории продолжает дышать из глубины веков. Каждая из четырех минувших империй источает свои незримые лучи. В этом магическом ветре, в пучках лучистой энергии бриллиант наращивает грани, излучает драгоценные спектры. Превращается в лучистую звезду, готовую вновь воссиять на русском небосклоне" . Прямо противоположную позицию излагает А.Арбатов: "Становление, расцвет, упадок и крушение каждой из великих империй уникальны и неповторимы. Однако их объединяет одна общая черта. Начиная с римского историка и философа V-VI веков Аниция Боэция, каждый очевидец имперского падения считал это явление в принципе закономерным, но неизменно делал исключение для своей державы. Она, мол, в отличие от всех остальных, рухнула не в силу естественного хода истории, а из-за стечения обстоятельств, некомпетентности правителей, злого умысла, созревшего внутри и/или за рубежом. Распад собственной империи воспринимался как величайшая трагедия современности, тогда как конец любой другой - это не более чем звено длинной цепи сходных исторических неурядиц. Такие взгляды не редкость в сегодняшней России. И это еще одно доказательство того, что при всех своих особенностях советская империя была подвержена действию универсальных законов социально-экономической, военно-политической и морально-психологической цикличности, ничем, по сути, не отличаясь от своих многочисленных предшественниц". А.Арбатов убежден, что не империя, "великая европейская держава - таков единственный оптимистический вариант будущего России". Здесь возникает сразу несколько наиважнейших вопросов. Действительно ли Россия способна существовать лишь как империя, или же в ХХ1 веке может построить "нормальное" национальное государство, как полагают, напримар, С.Маркедонов и В.Никонов? Окончательно ли она утратила шанс стать имперской, или имперское будущее у нас впереди (точка зрения В.Махнача и А.Савельева )? Если этот шанс утрачен бесповоротно, то есть ли вообще у России будущее? Если он не утрачен, то что нужно делать для того, чтобы вновь стать империей? Наконец, что есть империя в ХХ1 веке? Представляется, что все эти вопросы не только сохранили, но и приобрели новую актуальность сегодня, поскольку они имеют прямое отношение к главной проблеме, которую мучительно решает нынешняя Россия, - проблеме самоидентификации. А главной эта проблема является потому, что без ее решения у России едва ли есть будущее - имперское или какое бы то ни было еще.

Империи - локомотивы истории
Прежде всего хотелось бы высказать утверждение: расхожее мнение о том, что империи - это абсолютное зло, - является в лучшем случае добросовестным заблуждением, а в худшем - злонамеренной ложью. И вот почему.
Все наиболее важные прорывы в мировой истории были связаны с подъёмом и расцветом различных империй. И, напротив, упадок империй, как правило, влёк за собой наступление смутных времён, экономическое прозябание целых государств и континентов, закат политических и правовых институтов, морально-нравственную деградацию народов. Место творца, осуществлявшего имперскую созидательную работу, в этом случае занимал демон разрушения и хаоса.
Перефразируя К.Маркса, можно сказать, что не революции, а именно империи были локомотивами мировой истории.
Само слово "империя" никогда не произносилось в отрицательном смысле, и было дискредитировано лишь в конце ХХ века, когда западные пропагандисты придумали и наклеили на СССР ярлык "империя зла", хотя Советский Союз никогда империей, конечно, не был. Таким же пропагандистским клише является и выражение "имперские амбиции", применяемое уже в отношении демократической России.
Следует признать, что ХХ век дал немало свидетельств того, что время империй прошло: именно в этом столетии распались такие империи, как Австро-венгерская, Германская, Российская, Оттоманская, Французская, Британская и Японская. Однако вопрос об империях окончательно не закрыт и не снят с политической повестки дня. И если взять всемирную историю в целом, то оказывается, как справедливо подмечает выдающийся российский историк В.Махнач, что империи - гораздо более устойчивое государственное формирование, по сравнению со всеми другими, в том числе и национальными государствами.
Речь, разумеется, идёт прежде всего о полноценных империях, которых, В.Махнач насчитывает лишь четыре - Римская империя, Византия, Священная римская империя германской нации и Российская империя, каждая из которых существовала в течение многих столетий, а то и тысячелетий. Правда, и "самозванки" - Британская, Османская, Китайская и другие имперские (или квазиимперские) образования просуществовали в течение весьма длительного времени.
Мировая история до утверждения Вестфальской системы, т.е. международной системы национальных государств, - это история господства и противоборства различных империй. И объективный наблюдатель, который видит глубокий кризис Вестфальской системы, порожденный упадком национальных государств в результате процессов глобализации, невольно задается вопросом, не вернется ли человечество в ХХ1 веке к имперскому строительству на новой основе.
И в этом контексте вполне объяснимо желание американцев объявить США "новой империей". В особенности после завершения холодной войны, которую, как там полагают, Америка "выиграла". Однако тезис о рождении "новой империи" - не более чем миф (к нему мы еще вернемся).
Вопрос же о возможном имперском будущем России - это ключевой вопрос не только внутренней, но и внешней политики нашей страны. Однако именно здесь сплошь и рядом применяются "двойные стандарты". С одной стороны, слово "империя", казалось бы, сегодня вообще потеряло свой отрицательный смысл: оно свободно употребляется и применительно к объединенной Европе, воссоздающей, в новых условиях, империю Карла Великого, и к всемирной "Pax Americana". Но восстановление, хотя бы частичное, Российской империи - пусть оно даже осуществится на основе свободного волеизъявления желающих объединения народов - это то, против чего "новые империи" ведут самую беспощадную войну. В практической политике это находит выражение в разнице позиций Запада в отношении самоопределения отделяющихся (Прибалтика, Молдавия, Грузия - здесь полная поддержка) и самоопределения жаждущих воссоединения (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Крым, а в последние месяцы особенно Белоруссия - здесь делается все, чтобы такого самоопределения не допустить).
Русское национальное самосознание пока, к сожалению, не сформировало субъект политики национальной безопасности и развития страны, но уже активно влияет на мотивы политического поведения, а также на оценки тех или иных политических акций. В этом проявляется процесс восстановления российской идентичности, которая постепенно замещает советскую. Однако уже это пугает наше внешнее окружение. В России сегодня лишь складывается государственность, понимание целей и перспектив развития, своих места и роли в современном мире. Процесс этот еще далек от завершения. Но вместо того, чтобы помочь ей в этом самоопределении, внешнее окружение России воспринимает его по меньшей мере весьма настороженно. Чуть ли не любые попытки Москвы заявить о своих национальных интересах, отстаивать их во внешней политике - будь то в вопросах СНГ, НАТО или, к примеру, российско-иранских отношений - встречают враждебную реакцию и немедленно интерпретируются на Западе как "имперские амбиции". Как отмечает высокопоставленный сотрудник Совета национальной безопасности США Т. Грэхэм, "наблюдается экзистенциальный элемент в реакции Запада на решение Москвы обратиться к национализму и ее растущая склонность говорить о национальных интересах. Многие на Западе полагают, что русский национализм - по природе агрессивный, ненавидящий иностранцев, империалистический и авторитарный" .

Безопасность Евразии,
No4, 2006, октябрь-декабрь

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован