Эксклюзив
26 декабря 2009
4305

Сергей Роща: О творческом энтузиазме, вдохновении и других около душевных состояниях

Казалось бы, детский вопрос, но ответ окажется по-взрослому, со всеми оттенками поэтической палитры красок, только вот точный математически выверенный и понятный для всех пока не дал никто.

Говорить о людях, их внутреннем состоянии, кому дано в себе ощутить этот самый творческий энтузиазм, вдохновение и другие, около душевные состояния человеческого организма представляется маловероятным и неосуществимым действием.
И не потому, что таких людей, кто в себе переживает такие состояния, если и наберется на земле один процент, хотя это и очень мало, в итоге будет очень хорошо.

Еще никто из них не рассказал правду о том, почему каждому из них, кому удалось прикоснуться своим нутром к состоянию под названием "вдохновение", его стихи, картины или проза разительно отличаются от тех творений, сделанных ими же в обычном ремесленном состоянии, основанном на полученных знаниях в школе и других учебных заведениях. А может и нигде.

И не скажут. Нам, простым обывателям и народным ценителям искусства, не дано понять, кого из поэтов или художников посещало вдохновение и как. Для нас их библиографы пишут об их ремесленном трудолюбии. А о том, что трудовой энтузиазм и есть основная часть результативного трудолюбия, вроде вдохновения, например, для поэта или художника, сегодня вообще нигде не говорят и не пишут, по одной причине - нет интереса к труду именно в таком ракурсе.

И не напишут. Потому что в самом процессе, как вдохновения, так и любого энтузиазма, есть очень много личного, о чем не каждый человек захочет рассказать другим.

Здесь вполне резонным встает вопрос: а почему познавшие состояние вдохновения, одни живут и творят до глубокой старости, другие сгорают в тридцать семь и сорок два, а третьи на эту тропу не становятся, по боязни, а может и по разумным причинам, и сознательно сходят с нее?

О творческих муках, неразделенной любви и о несостоявшихся мировых творениях одаренных с детства людей исписаны миллионы страниц. Но настоящую правду, например, молодым мамам и папам, начинающим искать творческие способности у своего младенца и как их найти и сохранить, и что ждет их чад потом, когда найдут, сегодня, кроме общих слов как в гороскопах, так никто и не скажет.
Но сказать когда-то же надо!

Возьмем, для примера, условного мужчину тридцати трех лет, занимающегося живописью, пишущего стихи и излагающего свои мысли в прозе, и попробуем ответить непрофессионально, без базового по этим темам образования, с третьей точки зрения, на требующие по умолчанию темы.

И начнем мы наш разговор о вредных привычках и как от них избавиться. Почему все люди курят табак, сигареты, это медицинский вопрос. А вот почему этим процессом поглощения дыма в свой организм занимаются творческие люди, и в частности, наш условный герой, да еще с таким чувствительным вкусом, это уже вопрос интеллектуальный.

Есть большая разница между выполняемой работой по покраске, например, забора, и написанием картины масляными красками с изображением на холсте того же, тобой покрашенного забора. Конечно, в сюжет и композицию картины войдет еще много компонентов.

По этому поводу достаточно сходить в Третьяковскую галерею и посмотреть картину Василия Поленова "Московский дворик". Там есть забор.

Представьте, что наш условный художник решил написать по репродукции примерно такую картину. И вот работа пошла, уже и небо получилось "поленовское", и купола засверкали, и крыша оттенками отлеглась и засияла, и листва зашевелилась, и внутри от удовольствия легкие начинают распираться, мысль усиленно работает, кисти в руках скачут, краски смешиваются и самое главное, правильно ложатся на холст, и сердце начинает стучать под сотню.

И тут наш герой понимает, что необходимо остановиться и передохнуть. Только сейчас он ощущает, как тяжело стоять за мольбертом, надо присесть в кресло, и с расстояния трех метров посмотреть, а что же получилось.

А здесь рядом, на столике чашечка кофе "Черная карта" и сигареты "Данхилл". Табачный дым окутывает мастерскую, и после трех затяжек внутри организма начинается спокойное осмысление, пусть и ворованного, но твоего творения.
И сразу видны ошибки, имеющие где-то в цвете, а где-то в тенях отличия от оригинала, но есть и новые краски, твои, которые придают больше солнца в траве, чуть больше прохлады под заваливающимся забором.

Погасив сигарету и запив табачный вкус кофейным глотком, можно спокойно приступить к дальнейшему общению с красками и холстом.

И так непрерывно в течение десяти часов, основная работа сделана, в пепельнице больше десятка сигарет и приятное состояние усталости.

В другой день наш условный художник приходит, и делает ту же картину в спокойной обстановке, на заказ. И тут приезжает заказчик и говорит, мол, Федя, я заказывал вот такую картину, а ты что сделал! Когда начинают сравнивать, то все вроде бы одинаково, но, почему-то в первой краски играют и зовут к себе, а во второй - они бездушные и ледяные.

Не зря же говорят, надо учиться на классиках!
И вот решил наш условный герой окунуться в яркий мир лунных дорожек на водной глади, закатов солнца и морских заливов с маяком.

Все всплески радости морской пучины,
Закаты солнца вижу на воде,
Забыть тебя смогу в кончине,
На тихом кладбище любви.

Да, Айвазовский и не на такие мысли свой "девятый вал" надвинет. Но почему бы и не попробовать содрать и окунуться в неприступный мир Ивана Константиновича! Например, провести пробную тренировку на тихой картинке "Морской залив с маяком".
Первый заход на дело, нет, не понравилось, и процесс поиска пошел. Уже испорчены шесть холстов, но желаемого результата нет. Казалось бы, уже все должно делаться автоматически, но вода мертвая!

Говорят же, что клин клином вышибают, нужно сосредоточиться и спокойно все сделать, а точнее, оживить на холсте воду.

На удачу и с расстройства, для закваски рюмочка коньячка от "Старого Кенигсберга", кусочек сальца с чесночком, и дело пошло.

Вот небо пурпурно-розово-лимонное светловато-дымных тонов, а вот и маяк, а тут лодки с рыбаками, водная гладь и тени на тихой морской воде. Чайки пикируют на рыбацкие сети, яхты плавают, лодки в бухте стоят, но до заката солнца на этом участке морского залива наступит тишина, а к вечеру солнце начнет уходить на покой.

И морской закат согреет наши души,
И может бог простит огонь сердец в груди,
Отдайся без остатку, но только сохрани,
Защиту от сердечной боли и тоски.
Слезы жизни не дано тебе простить,
Они волной морской о берег будут бить.
Художник все поймет, не станет торопить,
Взмах кисти над холстом - надо жить!

Вкус коньяка уже забыт, он просто выдавлен расползающимися в грудной клетке легкими и сердцем, три часа не приседая, пора притормозить и посмотреть, что же получается.

Не глядя на холст, глоточек кофе, и хочется приятного табачного дыма и на третьей затяжке наступает успокоение, и взгляд медленно скользит от пепельницы, чашечки с кофе, закрытой бутылки коньяка на холст.

Вода шевелится, ее легкие движения качают рыбацкие сети, тень от маяка зовет к себе, такое ощущение, что маяк тебе машет своей невидимой рукой.

Вода живая!
За это надо выпить!

И надо еще раз повторить "Морской залив с маяком". Через неделю, увы, как все вышло в прошлый раз, какие краски получались, только и остался, что тупой взгляд на засохшую палитру.

Да, в таком темпе, до тридцати семи лет, а если повезет, то и на пять лет дольше, с такими творческими шагами можно не дожить, печень сгорит, не выдержит.

А там и рукой подать до наркотической зависимости, только попробуй это зелье применить для поддержания вдохновения, вместо сигареты или того же коньяка.

Кто спасет, и кто поможет?
Конечно же, женщина!

О любви говорить не будем, потому что она не материальное состояние, а идеалистическое. Любовь такая же человеческая выдумка, как и по утверждению многих, Библия, еврейская сказка о том, как овладеть мировой цивилизацией.
Скорее всего, любовь сокращенное обозначение физиологического состояния близости только между мужчиной и женщиной, и если рассуждать по-современному, то, в первую очередь, обязательно есть оргазм у женщины, во-вторых, не раздражают запахи тел, и, в-третьих, есть психологическая совместимость и понимание о необходимости взаимных уступок.

И встанет плоть моя в разврате,
Чистым помыслом прикрою наготу,
Любовь зажгу во всей растрате,
О Боже, дай мне сил, я все смогу!

Это сколько же надо выпить после доставленных и полученных удовольствий, чтобы написать такие строчки.

Но, увы, такие строчки просто так не рождаются, такие состояния надо уметь получить, пережить и запомнить, и не каждому дано их передать не только словами, но и кистью.

Женщины любят ушами, но многие мужчины забывают о третьем женском ухе. И только оно, одно, это третье ухо может остановить от пагубного влияния вредных привычек. Но захочет ли это сделать!

Прекрасна ночь в порыве страсти,
Тусклый свет мигает на стене,
Я тебя целую, а ты плачешь,
От счастья, радости, любви!
Равнодушие уйдет, по зову сердца
Упругий жезл поднимется во мне,
И стон любви пронзит ночную темень,
Ты останешься со мной. Я и ТЫ!

А теперь, для сравнения и познания, самое время нашему условному герою посмотреть на жизнь кумиров, и его выбор пал на Сальвадора Дали и Владимира Высоцкого.

Что касается Ивана Константиновича, дожившего до глубокой старости, то один критик той эпохи в начале творческого пути назвал его "ремесленником лунных дорожек", и здесь вопрос спорный, можно и согласиться.

Дали и Высоцкий. Высоцкий и Дали.

Это как раз тот случай, когда один не видел, дали впереди, а другой - предела высоты.

Итак, Сальвадор Дали!
Ему повезло, он встретил ту единственную, женщину, которая очень своевременно вошла, и заметим, удачно в его творческую жизнь. Гала, это имя знают во всем мире, и о том, что у нее русские корни, и о том, что она верная жена великого художника. А ведь многие творческие люди мечтают о такой жене, в их числе и наш условный герой. Именно Гала дала возможность Сальвадору Дали проявить свои творческие способности в прекрасном состоянии под названием Вдохновение.

А что же Высоцкий!
Вот ему, если брать за аксиому идею этой публикации, то не повезло как с первой женой, так и со второй. Другие заботы, да и не до его творчества. Может, причиной трудное послевоенное время, дети. И казалось бы, вот он миг удачи, Марина Влади. Жена, и не жена, как-то все на расстоянии. Именно творческий эгоизм Марины Влади этим самым расстоянием и заглушил распирающиеся от вдохновения легкие и сердце Владимира Семеновича, успокоить которые не смогли не сигареты, не спиртное, и, к сожалению, то о чем сегодня не принято говорить. Сгорел в сорок два года. Сегодня, крик его души мы слышим в его же песнях, стихах, и начинаем невольно задумываться, а были бы они в таком формате, если бы у Высоцкого и Влади все сложилось так, как у Сальвадора Дали с Галой. Да, вопрос.

Для Сальвадора Дали сама Гала была той преградой от вредных привычек, которые не уничтожили организм великого художника, а наоборот, понимая, от чего у него наступает вдохновение, Сальвадор Дали занимался физкультурой. Да, так оно и есть, он поддерживал свою физическую форму для долгожданного физиологического состояния близости с любимой женщиной.

О Высоцком и Марине Влади наш условный герой на эту тему говорить не будет, так как предел в сорок два года его не устраивает.

Но не сказать о том, что эти два человека, Сальвадор Дали и Владимир Высоцкий к ремесленникам от искусства не относятся, в жизни стало аксиомой, то есть не требующей доказательства.

Картины Дали и песни Высоцкого, они не повторяют друг друга, у каждого произведения своя особая техника, сюжет, композиция. У них есть вдохновение и творческий энтузиазм.

Нет шаблона!
Для сравнения, и у Айвазовского, и у Поленова, и у Шишкина, и у Галича, перечислять можно бесконечно, шаблон есть, его видно, если внимательно присмотреться, или попробовать написать несколько сюжетов по их основным произведениям, или послушать песни в исполнении других музыкантов такого же "бардовского" жанра.

Кто сможет опровергнуть такую мысль, уже будет другая мысль, а может и третья, и четвертая и так далее.

Но сегодня в России, с профессиональной точки зрения, нет достойных специалистов, умеющих правильно оценить рассматриваемые около душевные состояния человеческого организма, например, на генетическом уровне.

Годы репрессий их уничтожили под корень!
В наши дни, просто, есть обученные люди, которые говорят казенным языком, но их обучение в свое время пошло не тем путем. И не их в этом вина, они поступали учиться, и их так научили в государственном учебном заведении.
Это не теорема, а уже аксиома.

Одно радует, что Президент России Дмитрий Медведев и Премьер-министр Владимир Путин это поняли.

Ведь наштамповали столько специалистов от искусства, умеющих говорить, например, "есть", "никак нет", "так точно" и "занято", что свежих мыслей и не видно. Все по-книжному. А если и есть новая идея, пусть и о давно забытом старом в новом исполнении, то в корпоративный облик заведения не примут, или уволят через полгода.

Да, все по-книжному. Припоминаю начало восьмидесятых годов, когда об интимной жизни и как все надо делать в таком процессе, юноши ходили в читальный зал библиотек и читали книги об "энтом деле".

Но не все ходили, некоторым повезло, так как учителями были девушки постарше, это лучше любой книги. Для девушек главным была сила юношеская в отдельно взятом месте, и чем она дольше держалась, тем считалось престижней, и молодой организм наполнялся силой на новые подвиги.

Тут уж было не до курения сигарет, и не до выпивки. О наркотиках речи, даже малейших намеков не было. Одним словом, сколько "провисишь на лиане", все твое, и только по команде имеешь право спрыгнуть.

И пацаны, чтобы "продержаться на лиане" от трех до семи часов, делали три основных упражнения для "энтого дела": качали пресс, выполняли подъем переворотом на перекладине и поднимали двумя руками перед собой снизу вверх пудовую гирю.

И кто в те годы познал вкус "висеть на лиане", у них до сих пор есть интерес к учащенному женскому сердцебиению и стону удовольствия, есть настоящая практика, и есть свое искусство, узкопрофильное, со своим вдохновением.

Как уже становится понятным, если не будет здоровья на мужскую силу, ни о какой музе женского пола, например, в живописи, речи, быть не может, а значит и вдохновение будет липовое, не настоящее, и все ограничится обычным ремеслом за мольбертом.

Жалко об одном, о том, что о вдохновении теперь чаще говорят только в рекламе на телевидении, неправильно говорят, и что самое обидное, на Первом телевизионном канале.

По всем параметрам видно, что упущена нить творческого отношения не только к искусству, но и к трудовому энтузиазму.

Такое ощущение, что во все сферы искусства, да и не только, скажем прямо, во все сферы деятельности государственного аппарата пришли люди из "одной бочки", но их разлили в разные бутылки с разными этикетками.

До чего дожили! Невозможно читать газеты, журналы, да и Интернет - тексты везде почти одинаковые, и многие из них передираются из старых газет и журналов один в один, даже гитлеровская "Моя борьба" в моде, потому что там, если брать отдельные фразы, есть хорошие мысли для нашего времени.

Забыли о русском языке, его возможностях, красоте звучания и много вариантности сочетания слов, стилистике и литературном редактировании.
Пройдет время, и при таком течении времени наши дети, и внуки будут говорить, и размышлять компьютерными штампами.

Хорошо, если без вредных привычек!
Но уже без творческого энтузиазма и вдохновения, и без настоящего юношеского задора "повисеть на лиане".

Старухой будешь ты смеяться,
Сквозь склероз кричать, все нет!
Когда художник стал в тебя влюбляться,
А может, он и был своей любви поэт!

P.S. Поздравляю с Новым 2010 годом! Желаю всем творческих успехов, и поймать хоть на миг настоящее вдохновение.

www.viperson.ru
26.12.2009

viperson.ru

viperson.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован