22 марта 2007
2968

Стране нужна эффективная и решительная промышленная политика

Российскому союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) исполнилось 10 лет. За РСПП, - независимой неправительственной общественной организацией стоят более 300 тысяч представителей промышленных, научных, финансовых, экономических, коммерческих и предпринимательских организаций. Они трудятся во всех 89 административно-территориальных образованиях России. В 82 субъектах федерации созданы и действуют региональные объединения промышленников и предпринимателей, организации и представительства РСПП.

В Союз входят также более 100 корпоративных союзов и ассоциаций топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса, приборостроения, станкостроения, автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, строительства, химического производства, легкой промышленности, агрохимии и других отраслей.

Все прошедшие десять наш Союз выступал и выступает за выживаемость и развитие отечественного производства на базе разумных рыночных отношений, за выпуск конкурентоспособной, высокотехнологической продукции, снижения социальных издержек при переходе к новому укладу жизни. Они прекрасно понимают, что страна, которая не располагает современной промышленностью никогда, не сможет претендовать на роль процветающего государства.

Вот почему РСПП всегда формировал свои позиции на основе мнения подавляющего большинства промышленников и предпринимателей. Это и регулирующая роль государства в переходе к рыночным отношениям. Это и возрождение производства на новейшей технологической основе, используя разработки талантливых российских ученых, конструкторов и производственников.

Это и принцип не всеобщего разрушения, а сохранение того, что может обеспечить качественными товарами собственное население и сохранить сложившееся за сотни лет тесные связи бывших республик Советского Союза.

Почему-то теперь их мы называем "ближним зарубежьем". Лично мне это режет слух. Сколько раз в поездках по бывшим республикам Союза мои хорошие друзья задавали вопрос: почему вы отгораживаетесь от нас столь бессмысленной характеристикой? Вот кто-то в угаре "преобразований" придумал этот бред. И пошла гулять по свету некорректная формула. Не лучше ли говорить о добрых соседях, друзьях, соратниках в отстаивании общих интересов, в отстаивании развития экономических связей, промышленной интеграции.

Открою небольшой секрет. Накануне 10-летия РСПП я отправил в адреса Президента РФ В.В.Путина, Председателя Правительства РФ М.М.Касьянова записки, в которых изложил позицию нашего Союза по узловым проблемам подъема реального сектора экономики, стабилизации работы и дальнейшего развития промышленности. В целом они встретили понимание и поддержку. Советник Президента РФ А.Илларионов в своем ответе признал, что "целый ряд предложений заслуживают поддержки". Речь идет "о создании действенного, законодательного закрепления механизма защиты прав инвесторов; об отказе от налогов, исчисляемых с оборота; об изменении методики определения налогооблагаемой прибыли; о принятии мер, обеспечивающих использование амортизации на реновационные цели; об обеспечении своевременной оплаты выполненного государственного заказа; об обеспечении правовой, политической и экономической поддержки российского экспорта; об оказании государством помощи предприятиям в сертификации продукции и патентовании новых разработок за рубежом; о разработке и осуществлении реальной программы правовых, организационных и экономических мер по возвращению незаконно вывезенного за рубеж российского капитала".

Ну что же. Спасибо, если это так. А что еще нам нужно? Знакомясь с одобренными документами Правительства - "Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу", "Приоритетными задачами Правительства РФ на 2000-2001 годы", "Планом первоочередных мер Правительства РФ на 2000-2001 годы" можно найти подтверждения ответу А.Илларионова.

Промышленникам и предпринимателям импонирует социальная ориентация политики Правительства. Специальный раздел предусматривает помощь населению, увеличение пенсий, пособия детям и другие. Мы постоянно выступали за социальные аспекты реформ в качестве важнейшей составляющей. На мой взгляд, некоторые положения, конечно, требуют конкретизации, например, определение и корректировка прожиточного минимума, рост минимальной ставки зарплаты, динамика снижения безработицы и роста занятости.

Но у читателя может возникнуть вопрос: почему Президент РСПП одобряет планы Правительства, а в них нет развернутого определения целей и механизмов промышленной политики?

Отвечу: да, это существенный недочет, хотя в документах затрагиваются такие важные для производства положения о банковской системе, налоговой реформе, таможенной, структурной политике, управление госсобственностью, инновационное развитие и другие. Вместе с тем, вопрос о выработке ясной и конкретной долгосрочной промышленной и инновационной политики остается крайне актуальным. Прежде всего, общество вправе знать и ориентироваться в том, на каких приоритетных направлениях будет развиваться страна. Ведь сейчас рост достигается в основном в сырьевых отраслях и частично за счет импортозамещения. Данный процесс зависит от конъюнктуры на внешнем рынке. Они в конечном итоге могут привести к внутреннему энергетическому кризису, признаки которого уже ощущают все регионы, все промышленные предприятия.

Мы часто подчеркиваем, что природные ресурсы страны на сегодня оцениваются в 300-350 трлн. долл., что во много раз больше, чем в любой стране мира. Но национальное достояние, скрытое в российских недрах требует бережного, хозяйского отношения. Речь должна идти о принципиально новых методах добычи и переработки (геотехнологии, железомарганцевые конкреции Мирового океана и т.д.); развитие автоматизации и роботизации. Они позволят перейти к разработке высокоэффективных месторождений в экстремальных природных условиях, новой технологии, позволяющие изменить структуру полезных ископаемых. Одним словом, речь идет не только о переходе на качественно новую структуру обеспечения экономики сырьем и топливом, но, прежде всего, принципиальном изменении научно-технической политики в важной сфере народного хозяйства.

Мы, в Российском союзе промышленников и предпринимателей (работодателей) убеждены, что наряду с тем, что в бюджете на 2001 год введен отдельной строкой раздел "Промышленность", предполагающий увеличить расходы почти на 17,4 млрд. рублей против нынешнего года, нужна четкая промышленная политика с выделением важнейших направлений. Скажем таких как авиация, космос, судостроение, ядерная энергетика, спецхимия и металлургия, биотехнологии, специальное машиностроение, телекоммуникация и связь, автомобилестроение, микроэлектроника. Особого внимания заслуживает Военно-промышленный комплекс. Трагедия с атомным подводным ракетоносцем "Курск" высветила необходимость настойчивой поддержки предприятий оборонной промышленности. В своем интервью Российскому телевидению 23 августа с.г. В.В.Путин отметил, что "мы не можем допустить обвала обороноспособности...".

РСПП предлагает завершить в этом году инвентаризацию и реорганизацию предприятий ВПК, казенных и акционерных, выплаты им задолженности по выполненным госзаказам. Нужно также укрепить законодательную базу Оборонно-промышленного комплекса, в том числе регулирующих сферу оборонных заказов и конверсии в ВПК.

На рубеже веков экономический рост определяется ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах приходится от 70 до 85 процентов прироста валового внутреннего продукта.

Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет 2 трлн.300 млрд.долл. Из этой суммы 39 процентов приходится на США, 30 на Японию и 16 - на Германию. Доля России составляет лишь 0,3 процента. Анализ показывает, что производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, удерживают 80 процентов этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд.долл., Германия - 530, Япония - 400. Это стало возможным в результате того, что за последние 10-15 лет страны "золотого миллиарда" в основном завершили четвертую технологическую революцию, связанную с интеллектуализацией производств, и приступили к созданию нового типа постиндустриального общества.

Стратегическая задача России - прохождение этапа формирования основ такого общества за более короткий период, чтобы к 2010-2015 годам войти на условиях равноправного партнера в мировое сообщество. Для этого необходимо наметить приоритеты (7-8 макротехнологий), по которым Россия может занять передовые позиции и быть конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции.

Прогноз на 2015 год показывает, что только внешний рынок наукоемкой продукции составит около 6 трлн.долл. в год, из которых около 2 трлн. придутся на информационные услуги. Наша страна, по оценке ученых, должна иметь на этом рынке 8-12 процентов, или 500-600 млрд.долл. в год. Это и есть стратегическая национальная задача.

По плечу ли России такие планы?

Будем реалистами. Наша страна еще обладает собственной научной школой, специалистами-разработчиками конкурентоспособных образцов по многим направлениям. По оценке американцев Россия имеет около трех тысяч современных технологий. Нам нельзя расслабляться, нельзя упустить время, надо определить и закрепить свои приоритеты на этих направлениях. Вот для чего нужно выделение важнейших направлений промышленной политики. Речь не идет о каких-то крупномасштабных прямых капиталовложениях прежнего образца, хотя в ряде случаев придется пойти на такой шаг. Российский бюджет не настолько велик, чтобы можно было позволить себе полномасштабные операции на инвестиционном поле. Разговор должен идти о применении политического, внешнеторгового, налогового и других инструментов госрегулирования, нужно создать эффективный механизм, способствующий укреплению роли государства в проведении промышленной политики и реализации национальных целей России.

Сегодня, как и в предшествующие годы, важнейшим фактором развития промышленности была и остается регламентирующая роль государства в рыночных преобразованиях. Настало время покончить пустые споры о либеральном или не либеральном подходе к роли государства. Одни уверяли, что чем меньше государственного вмешательства, тем лучше. Чего добились за десять лет - известно. Другие ратовали за возвращение регулирования всего и вся. Мы и это уже проходили. В свое время жесткая регламентация стала причиной промышленной отсталости. Потом безбрежная либерализация государства привела к тотальному разрушению, к безответственности, росту казнокрадства, коррупции и другим издержкам "диких преобразований".

Набор факторов государственного регулирования хорошо известен. Это законодательная основа, определение государственных заказов, с гарантией их неукоснительной и современной оплаты, налоговая политика и субсидии, меры по поддержанию экспорта и экономическое ограничение по избранным направлениям импорта, таможенная политика. В планах Правительства многие из этих направлений определены. Все дело в том, как они будут организованы на практике. Нередко причина передач в слабой ответственности, исполнительской дисциплины, в отсутствии элементарной порядочности.

Обратимся к проблеме государственной собственности. В руках государства еще насчитывается около 30 тысяч предприятий. Многие из них теперь предполагают выставить на продажу. Мы же считаем, что вначале нужна четкая их инвентаризация. И только потом определять, что выставлять на продажу, а что оставить в разряд казенных. К сожалению, у властей накопился крайне негативный опыт в управлении государственной собственности. Они не стали эффективным собственником и надежным инвестором. Механизм же государственных гарантий инвестиций все еще в стадии разработки и уточнений. В подобных условиях потребуется определенная осмотрительность, чтобы снова не наломать дров.

Остается открытым вопрос: кто, например, будет финансировать строительство крупных энергомощностей, новейших транспортных средств, разработку и организацию производства сложной машиностроительной продукции? Кредитовать подобные проекты, дающие отдачу, в лучшем случае спустя пять-десять лет или даже в более длительный срок, наши частные инвесторы не будут. Да и иностранные инвесторы тоже не станут создавать конкурентов собственным производителям. Значит, необходимы соответствующие финансовые институты, без которых, как показывает мировой опыт, невозможны ни модернизация производства, ни его структурная перестройка.

Процессы глобализации неотделимы от создания мощных производственных структур с собственной научно-технической базой. Часто на этом пути создает помехи антимонопольное законодательство. Очевидно, что без вмешательства государства здесь тоже не обойдешься. Не менее важный вопрос регулирования - банкротство. Прошло уже три года после принятия такого закона. На практике же судебные процедуры можно возбудить против любого предприятия. Они проходят мимо внимания государства, и закон быстро приспособили для нового передела собственности. Коллективы акционерных, хорошо работающих предприятий, становятся порой заложниками махинаторов. Они искусственно занижают цены акций, скупают их у рабочих, а потом приобретают предприятие в личную собственность через подставных лиц. Настало время обособить закон о банкротстве и закон об исполнении судебных решений, чтобы перекрыть каналы злоупотреблений.

Близка к теме банкротства и проблема, которая неоднократно поднималась РСПП. Как известно, за нами по решению Х съезда закреплены полномочия координатора объединений работодателей в существующей системе социального партнерства. Нас беспокоит, что за последние 10 лет резко снизился уровень охраны труда. Высок травматизм, участились смертные случаи на производстве, система охраны труда практически разрушена. Мы не собираемся перекладывать функции работодателей на государство, но очевидно, что требуется новая законодательная база. И здесь Международная организация труда готова оказать свое содействие на основе опыта рыночных преобразований в других странах мира.

Члены нашего Союза подают сигнал "SOS" со многих предприятий. "Вымывается" слой квалифицированных кадров рабочих, особенно в сфере высоких технологий. Порой приходится обращаться за рубеж с просьбой об изготовлении опытных образцов новой продукции из-за нехватки отечественных кадров. Подготовку таких кадров невозможно организовать на отдельных предприятиях. А система профтехобразования в значительной мере разрушена. Очевидно, здесь тоже не обойтись без государственной программы и для казенных и для частных предприятий.

Реализация промышленной политики во многом зависит от сотрудничества деловых людей с властью, с государством. Рыночные отношения диктуют иные, чем раньше подходы. Диктат и циркуляр не дадут нужного эффекта. Сама по себе частная собственность в производстве тоже еще не означает, что дело пошло в гору. Мы знаем немало примеров, когда акционерные и частные предприятия разоряются из-за отсутствия должной ответственности за обретенную собственность, нарушения правил рынка и принципа свободной конкуренции.

В связи с известными событиями, связанными с применением санкций в отношении ряда крупных бизнесменов, возникли опасения о начале чуть ли не репрессий против богатых и особенно олигархов. Встреча Президента РФ В.В.Путина с бизнесменами в июле с.г. развеяла такие опасения. Стало ясно, что путь один - откровенность и взаимное доверие.

Мне представляется, что предприниматели должны отказаться от личного сговора с чиновниками, повернуться в пользу стратегии коллективного договора между властью и бизнесом. Необходимо ускорить начавшийся процесс, когда основными субъектами экономики становятся не физические, а юридические лица, имеющие долгосрочную стратегическую ориентацию на подъем отечественного производства России.

Конечно, пересмотр бытовавших у нас долгое время подходов к промышленности, отношений между властью и бизнесом далеко не прост. Единственным ресурсным источником для различных трансформаций у нас - это интеллектуальное творчество и инновации, предполагающие переход к инновационному типу развития. Причем, инновационность распространяемая не только на технологии производства и быта, но и на характер управления. При этом акцент могли бы обеспечить приоритеты производства новых конкурентных видов продукции, а далеко не целых отраслей, как это принято думать. Система определения отраслевых приоритетов ныне не выдерживает никакой критики и не может быть реализована, поскольку в любой отрасли есть предприятия разного уровня развития. Мы в этом убедились, проводя ежегодные конкурсы "Лучшее предприятие года".

Поэтому убеждены, что нужны законы "О развитии национальной промышленности России", "О промышленной политике в Российской Федерации", "О мерах государственной поддержки отечественного товаропроизводителя", "Об инвестиционных фондах", "О лизинге", "Об иностранных инвестициях" и другие, отвечающие законодательному обеспечению развития промышленности. Тогда наши реформы будут отвечать смыслу этого понятия - прогрессивные изменения в жизни людей с целью укрепления единства и благополучия России.

Президент РСПП
Вольский А.И.
RSPPR.RU
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован