Темнота космической ночи как наказ человечеству в познании мировой целостности

 

«Смысл жизни состоит в том, чтобы мы преодолевали эту хаотическую пыль случайных единичностей и проникали к субстанциональной ткани, чтобы закрепиться в ней. Каждый из нас начинает свой жизненный путь как бы в ночи, окруженный неудобопроглядной темнотою: вокруг жуткая неизвестность и только там и сям через мрак сверкают и призывают далекие звезды» Иван Ильин

 

​Главный замысел наступившего времени в развитиичеловечества определяется установлением универсальных оснований собственного существования в целостной организации объективного мира: каковы «всеобщие законы» сущего, утверждающие дух ЖИЗНИ или силу СМЕРТИ вреализации действительности? Если социальное пространство прошлого века было заполнено кровавым противоборством за власть над миром общественно-политических систем социализма и капитализма, коллективизма и индивидуализма, национализма и космополитизма, то с появлением ядерного оружия такой «конфронтационный путь» грозит человечеству самоуничтожением, заставляя его искать мирные средства разрешения своих нравственных проблем. Предельно «жестким» требованием разумного сотрудничества народовв созидании будущего стало пробуждение в пространстве глобального социума «КОРОНАВИРУСА», угрожающего в равной степени всем национально-государственным объединениям людей, требуя от них самоограничения собственных стремлений и конструктивного примирениясвоих интересов на базе постижения законов мировой целостности, выявления «максимально общих» параметровцелостного бытия. «Аскез силы суждения требует от нас, —наставлял в прошлом веке своих современников русский мыслитель Иван Ильин, — чтобы честно знали, гдекончается наше знание, где наша сила суждения захлебывается, иссякает и изнемогает. Он учит нас рассматривать наше знание как «еще-незнание»; он приучает нас к насыщенному, и в то же время непритязательному мышлению» (Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 694 с., с. 406). Общую границу нравственных основанийпрактической мудрости человечества в утверждении совместного бытия обозначают языки общения людей, нацеленные на духовную консолидацию действий людских масс в претворении будущего. «Аскез силы суждения есть дело духа. Он воспитывает к предметности в жизни, и притом во всех областях культуры. Он должен сообщить человеку гибкость внутреннего акта, зоркость в восприятии точность в описании и мышлении» (Там же – с.407).

​В постижении предметных контуров объективной реальности следует учитывать три ее главных аспекта, представленных пространством, движением и временем. «В каждом произведении искусства, – намечает Иван Ильин художественное совершенство мировой целостности, – надо различать троякое, как бы три слоя, причем эти слои не расположены один над другим, а открываются один задругим: от поверхности в глубину. Можно было бы выразить это и иначе: здесь есть центральное, главное «ядро», заключенное как бы в две «скорлупы», так, что «ядро» пронизывает обе скорлупы своими лучами и что внутренняя скорлупа может быть воспринята только черезпосредство внешней» (Там же – с. 418). Если пространство определяет внешнюю конфигурацию индивидуальных тел, а движение представляет их частные, локальныезависимости, то время выражает внутренние основанияобщей связи мировой реальности в ее способности саморазвития. «Итак, аскез силы суждения требует предметной концентрации и точного, ответственного выражения тех содержаний, которые восприняты от предмета; последний этап ее есть нахождение верной формы суждения, утвердительной или отрицательной, с точным объемом (общим, частным или единичным)» (Там же – с. 406-407).

Если физический мир раскрывает полнотусобственного существования во взаимодействиях пространства, движения, времени как необходимой связиединичного, особенного и общего, а биотическая реальность предстает перед сознанием человека как взаимозависимость движения и времени с исключением из своего «необходимого содержания» индивидуальных различий, то историческая динамика социальной жизни определяется чистыми законами времени, характер которых задается языковыми факторами развития человеческойцивилизации. Постижение исторических законов речевого общения людей и определит разумное будущее «глобального социума»: коммуникативная логика «языкового развития» человечества устанавливает первоосновы разумной жизни мирового сообщества.Именно лингвистические особенности историческогоразвития мирового сообщества должны открыть современному научному разуму «тайну» происхожденияКОРОНАВИРУСА и этим спасти род людской от тотального вымирания.

Разумная конфигурация исторической жизничеловечества обозначена духовным настроемэтнокультурных лидеров стран Юга и Севера, Запада и Востока. Если людские массы южной цивилизации исповедуют в религиозных устремлениях индуизма, иудаизма и ислама принцип «идейного тождества», а народы восточной цивилизации утверждают в собственных действиях приоритет «общих интересов» над «индивидуальными влечениями» людей, то граждане западной культуры возвышают личные потребности над «общими» запросами. Северные народы, проживая в наиболее жестких климатических условиях, исповедуют в своей деятельности принципы «коллективизма» и «творчества» как обновления собственных действий в соответствии с запросами народных масс и изменениямиокружающей среды, соединяя в высшем синтезе требования общинности и индивидуальности. Общая логика мировой истории направляет социальный процесс от культивирования религиозного духа народов южной цивилизации к самоутверждению социально-политического регламента восточных стран с последующим возвышением западной цивилизации правового индивидуализма и финальным расцветом творческой культуры народов северной цивилизации.

Нравственным средоточием содружества северных народов выступает Русский мир как духовно-нравственное единство малороссов-украинцев, великороссов и белорусов. Если «украинский социум» исповедует в своем развитии природную благодать родной земли и культивирует прежде всего эмоционально-чувственную энергию общественной жизни, то сознание «великороссов» укрепляет логику «рассудка» как условие социально-гражданского единения действий народных масс на гигантских просторах своего расселения. Практический характер белорусского этноса, лишенного благодати украинской земли и природных богатств российских недр, должен был для процветания родного края в максимальной степени развивать своиинтеллектуальные способности, направляя коллективные усилия граждан к «совместному» и «творческому» обустройству жизни.

Если Киевский культ «европейского индивидуализма» ведет к превращению Русского мира в «Евроокраину», а Московский проект «восточного традиционализма»превращает Россию в пространство «общего пользования», то наиболее перспективную программу действий формулирует сегодня Минск как план творческого обустройства родного края на основе максимально целостного познания «природного Космоса» и братского сотрудничества гражданских масс в созидании совместного будущего. Символическим знаком«интеллектуального направления» в развитии белорусского этноса стала жизненная судьба русского первопечатника Ивана Федоров: осуществив в 1563-1565 годах распечатку богословских сочинений «Апостол» и «Часослов», он был вынужден покинуть пределы Московского царства, чтобы продолжить свою деятельность в западнорусских землях тогдашнего польско-литовского государства, на которых и сложился в дальнейшем белорусский этнос.

​Творческий порыв Русского мира в реализации«научно-просветительского проекта» организации глобального социума наталкивается ныне в своих концептуальных задумках на «приземленную логику»религиозных учений и прежде всего на радикальный консерватизм «религиозного этнократизма», исповедующего дух незыблемости «земных путей» исторической жизни человечества и полностьюотвергающего «космическую перспективу» его вселенского будущего. Ныне в мировом сообществе будетнаблюдаться концептуальное соперничество двух этнокультурных программ – приземлено-библейскогопроекта «количественной стабилизации» населенияглобального социума и русско-космического проекта качественного обновления духовной культуры человечества в освоении просторов бескрайнегокосмоса. Если принципом «приземленного проекта» служит императив абсолютного «тождества» социальной культуры человечества, то идейным ориентиром «космического проекта» оказывается требование интеллектуального прогресса земной цивилизации на основе познанияконструктивного «единства» объективных различий в организации Вселенной.

​Историческая конкуренция указанных двух программ в проектировании будущего человечества и определит конечный смысл современной эпохи: какой план окажется более верным в практическом исполнении – библейский договор Бога с избранным народом или же евангельское откровение «братской Любви», духовного согласия людей в генезисе мировой цивилизации? На этом проблемном фонесовременной эпохи человечеству предстоит пережить в ближайшее время чудо «второго пришествия» СПАСИТЕЛЯ в наш мир для «нейтрализации» угрозы гибели рода людского, для обуздания духа СМЕРТИ в явлении убийственного КОРОНОВИРУСА, в пробуждении сил ЖИЗНИ на «генном уровне». Таким образом, мир ожидает «второго прихода» СПАСИТЕЛЯ, явленного в телесном облике конкретного человека как первооткрывателя «тайны» КОРОНОВИРУСА.

Этот Спаситель рода человеческого должен обладать для познания генома Коронавируса совершенной полнотой художественного восприятия действительности, быть поэнергии своего воображения совершенным художником, истинным «творцом». «А чтобы возыметь основной замысел, чтобы постигнуть художественный предмет, –рисует Иван Ильин духовный облик творческой личности, – ты должен уйти в глубину сердечного созерцания и вопросить из своего созерцающего сердца Бога, мир и человека о тайнах их бытия» (Там же – с. 424). Победа научного разума над смертельным недугом должна привести к преображению телесного существа людей и духовному возрождению русского народа как творца новой цивилизации социальной гармонии человечества, как первооткрывателя его космического будущего. «И в будущем – русский народ, пробужденный и очищенный посланными ему небывалыми страданиями, снова вступит на этот великий, классический путь своих великих художников и начнет опять создавать новое и прекрасное искусство» (Там же – с. 424–425).

 

Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосфернойобщественной академии наук

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован